Круглый стол на тему «Доступность общественного городского транспорта для инвалидов по зрению и других маломобильных групп населения. Проблемы и решения» прошел в Общественной палате РФ 7 апреля.
На мероприятии обсудили проблемы, с которыми сталкиваются инвалиды по зрению в транспорте общественного пользования и на объектах городской инфраструктуры, и пути их решения. Также эксперты предложили способы безопасного пользования и доступности городского транспорта, улучшения доступности остановочных пунктов с помощью системы радиоинформирования и звукового ориентирования.
Председатель Комиссии ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик Диана Гурцкая рассказала о ежегодном анализе Росавиации доступности аэропортов, который показывает, что уже более чем 70 федеральных аэропортов используют дублирующие зрительную и звуковую информацию знаки, выполненные рельефно-точечными шрифтами, включая шрифт Брайля.
«Нужно исследовать этот опыт, достижения и сложности. Необходимо обсудить и вопрос улучшения безбаръерной среды в транспортной системе. Также важен вопрос профподготовки кадров центров мобильности пассажиров для правильной работы с инвалидами по зрению». Член Комиссии ОП РФ по территориальному развитию и местному самоуправлению Илья Зотов рассказал о проверке транспортной инфраструктуры в регионах.
«Отмечается неэффективная работа ряда светофоров на перекрестках в Архангельске из-за некачественного звукового оборудования, которое не оповещает, когда загорается зеленый или красный цвет, тем самым затрудняя движение пешеходов. Вопрос сейчас решается», – рассказал эксперт.
«В рамках успешной реализации проекта «Говорящий город» в Санкт-Петербурге транспортная система активно развивается. Лишь один перевозчик ГУП «Пассажиравтотранс» не участвует в работе данной системы».
Руководитель научного центра безбарьерной среды на транспорте МАДИ Дмитрий Енин рассказал о развитии системы «Говорящий город». Он отметил, что 35% субъектов, участвующих в опросе среди регионов, отказались от реализации проекта, что, скорее всего, объясняется необходимостью дорогостоящих изменений конструкции ТС.
Гендиректор ООО «Говорящий город» Мария Ромашова представила систему, с помощью которой граждане с ОВЗ могут самостоятельно и с комфортом передвигаться в городской среде. Система радиоинформирования и звукового ориентирования «Говорящий город», повышающая доступность инфраструктуры, была создана 10 лет назад совместно с сообществом слепых. Благодаря совместной работе получилось комплексное решение, которое возможно реализовать на любых объектах транспортной и городской инфраструктуры. Состоит система из двух основных частей – устройств пользователей (бесплатное мобильное приложение и абонентские устройства) и инфраструктурного оборудования. У пользователей есть доступ к индивидуальной информации об оборудованных транспортных средствах и объектах, вплоть до точного местоположения остановки, с которыми они могут взаимодействовать.
Помощник заместителя мэра Москвы Евгений Смирнов сообщил, что в столице появилась рабочая группа специалистов, регулярно проверяющих ТС и транспортную инфраструктуру, а также изучающих возможности улучшения доступности транспорта для людей с ОВЗ.
Директор Новосибирской областной специальной библиотеки для незрячих и слабовидящих Юрий Лесневский охарактеризовал финансовую сторону улучшения доступности транспорта в Новосибирске и отметил, что в таком большом городе внедрение системы может быть ограничено финансированием и наличием очень большого количества шоссе и широких улиц.
Региональный директор АНО «Центр внедрения и развития инклюзивных технологий» Ия Ростомашвили упомянула о критериях доступности, первым из которых является универсальность ТС, который должен быть доступен для всех граждан, в том числе с инвалидностью и ОВЗ.
Главный редактор журнала «Доступная среда» Сергей Сохранский добавил, что создание доступной среды является единой комплексной задачей, решение которой должно быть единым для всех регионов.
СРООИ «Опора» |