ОПОРА

Вторник, 19.03.2024, 09:49

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Доступная среда Универсальный дизайн | Регистрация | Вход

 

Постановление от 17 июня 2015 года №599

«О  порядке и сроках разработки федеральными органами испонительной власти ,органами исполнительной власти субъектов  Российской Федерации,органами местного управления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг  в установленных сферах деятельности.

http://government.ru/media/files/UES2fcBVHA8esYKf0HeuTZv0UH5GlfA9.pdf

 

Государственная программа Российской Федерации
«Доступная среда» на 2011 - 2015 годы
(утв. постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175)

Доступность зданий и сооружения для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001.Выдержки: 

3 ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ, СООРУЖЕНИЯМ И ИХ УЧАСТКАМ

Участки и территории

3.1 В проектах должны быть предусмотрены условия беспрепятственного и удобного передвижения МГН по участку к зданию или по территории предприятия, комплекса сооружений с учетом требований градостроительных норм. Система средств информационной поддержки должна быть обеспечена на всех путях движения, доступных для МГН на все время эксплуатации.

3.2 Транспортные проезды на участке и пешеходные дороги на пути к объектам, посещаемым инвалидами, допускается совмещать при соблюдении градостроительных требований к параметрам путей движения.

3.3 Ширина пути движения на участке при встречном движении инвалидов на креслах-колясках должна быть не менее 1,8 м с учетом габаритных размеров кресел-колясок по ГОСТ Р 50602.

Продольный уклон пути движения, по которому возможен проезд инвалидов на креслах-колясках, как правило, не должен превышать 5 %. При устройстве съездов с тротуара около здания и в затесненных местах допускается увеличивать продольный уклон до 10 % на протяжении не более 10 м .

Поперечный уклон пути движения следует принимать в пределах 1-2 %.

3.4 Высоту бордюров по краям пешеходных путей на участке рекомендуется принимать не менее 0,05 м .

Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м .

3.5 При наличии на территории или участке подземных и надземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный проход.

3.6 Тактильные средства, выполняющие предупредительную функцию на покрытии пешеходных путей на участке, следует размещать не менее чем за 0,8 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.

3.7 Для покрытий пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов не допускается применение насыпных или крупноструктурных материалов, препятствующих передвижению МГН на креслах-колясках или с костылями. Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами - не более 0,015 м .

3.8 На путях движения МГН не допускается применять непрозрачные калитки на навесных петлях двустороннего действия, калитки с вращающимися полотнами, а также турникеты.

3.9 Для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м , высоту подъемов ступеней - не более 0,12 м . Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1-2 %.

Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

3.10 Устройства и оборудование (почтовые ящики, укрытия таксофонов, информационные щиты и т.п.), размещаемые на стенах зданий, сооружений или на отдельных конструкциях, а также выступающие элементы и части зданий и сооружений не должны сокращать нормируемое пространство для прохода, а также проезда и маневрирования кресла-коляски.

Объекты, нижняя кромка которых расположена на высоте от 0,7 до 2,1 мот уровня пешеходного пути, не должны выступать за плоскость вертикальной конструкции более чем на 0,1 м , а при их размещении на отдельно стоящей опоре - не более 0,3 м . При увеличении выступающих размеров пространство под этими объектами необходимо выделять бордюрным камнем, бортиком высотой не менее 0,05 м либо ограждениями высотой не менее 0,7 м и т.п.

Таксофоны и другое специализированное оборудование для людей с недостатками зрения должны устанавливаться на горизонтальной плоскости с применением рифленого покрытия или на отдельных плитах высотой до 0,04 м , край которых должен находиться от установленного оборудования на расстоянии 0,7 - 0,8 м .

Формы и края подвесного оборудования должны быть скруглены.

3.11 Вход на территорию или участок следует оборудовать доступными для инвалидов элементами информации об объекте.

Вход на участок жилого одноквартирного дома рекомендуется оборудовать контрольно-охранными приборами или устройствами сигнализации, передающими информацию в жилище для людей с недостатками зрения и дефектами слуха.

3.12 На открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10 % мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике.

Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 м , а при жилых зданиях - не далее 100м. Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м .

Площадки для остановки специализированных средств общественного транспорта, перевозящих только инвалидов, следует предусматривать на расстоянии не далее 100 м от входов в общественные здания, доступные для МГН.

Право на свободный доступ. Как его добиться?  

 
 Большинство инвалидов-колясочников проводят свою жизнь в стенах квартиры. И все потому, что их подъезды абсолютно не приспособлены для свободного доступа такой категории людей. Их обращения в органы местной власти не находят должного отклика в сердцах чиновников. Между тем, проблему эту каждый из инвалидов-колясочников может решить вполне самостоятельно. Для этого прежде, чем написать заявление главе администрации своего района с просьбой соорудить перила и пандус, необходимо помнить и учитывать следующее при составлении обращения: 
1. обеспечение права на свободный доступ относится, согласно ст.15 Закона «О социальной защите инвалидов РФ», к компетенции органов местного самоуправления. Сооружение пандуса должно проходить по правилам, изложенным в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 16.07.2001 года; 
2. сооружение пандуса и перил в подъезде относится к «реконструкции», которая является капитальным ремонтом зданий, изменяющая основные технико-экономические показатели. Реконструкция в компетенцию ЖКО, ЖЭРу не входит. Делать это могут районные комитеты по ЖКХ. Чиновники этих комитетов реагируют, как правило, по одному и тому же сценарию:
 Во-первых, свой отказ в обустройстве перил и пандуса мотивируют тем, что списки объектов, которые будут капитально отремонтированы в текущем году, уже составлены и финансирование под них выделено. Мол, надо было обращаться к ним раньше. 
Этот довод легко опровергается, так как отсутствие финансирования не может являться основанием для отказа в реализации прав, предоставленных законом. 
 Во-вторых, начинают уверять, что из-за особенностей рельефа и расположения проезжей части отсутствует техническая возможность постройки пандуса. Подобные заявления голословны, так как они, как правило, не подтверждаются заключением эксперта. 
 В-третьих, наконец, начинают утверждать, что постройка пандуса может привести к ущемлению прав и законных интересов других жильцов.
 Утверждение само по себе абсурдное, так как конструкция пандуса позволяет свободно передвигаться по нему не только инвалидам, но и престарелым, матерям с колясками и другим категориям граждан, испытывающих затруднения в передвижении.
 Заявление написано, в нем изложены доводы, о которых мы сказали выше. Помните, сама по себе реконструкция не произойдет. Постоянно держите этот вопрос на контроле. Если к вашему требованию не прислушались, смело обращайтесь в прокуратуру или в суд.
 
 

Универсальный дизайн: нормативно-правовая и организационная основа системы обеспечения доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг для инвалидов, других маломобильных групп населения (на основании приказа Минтруда РФ  №627 от 25.12.2012г)

Конвенцией о правах инвалидов (ООН, 2006,ст.2) определены два принципиальных подхода к созданию доступной среды жизнедеятельности.

Первый определен как принцип «универсального дизайна», который предусматривает «дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей».

 Пользуясь российской терминологией, именно в этом случае можно говорить о создании безбарьерной среды, когда необходимо обеспечить беспрепятственный доступ к объектам и услугам всем гражданам независимо от имеющихся ограничений жизнедеятельности. В полной мере исполнить требования «универсального дизайна» возможно в отношении объектов нового строительства (реконструкции, капитального ремонта), а также производства новых товаров и услуг.

 Важно помнить, что «универсальный дизайн не исключает использование ассистивных устройств для конкретных групп инвалидов, где это необходимо». То есть «универсальность» и «безбарьерность» могут быть обеспечены и путем применения вспомогательных устройств и технологий (и помощников).


           Второй принцип трактуется Конвенцией ООН как «разумное приспособление», или «внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным и неоправданным бременем» для общества в целях обеспечения реализации инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

 В российской версии аналогом этого подхода представляется понятие «адаптивная» или «адаптированная» среда жизнедеятельности,  когда речь идет о разумном, с точки зрения соизмерения необходимости и возможности, приспособлении окружающей обстановки под нужды инвалида, но с обязательным учетом, с одной стороны, его потребностей и, с другой стороны, имеющихся организационных, технических и финансовых возможностей их удовлетворения.

Именно этот подход наиболее приемлем в решении проблем обеспечения доступа к действующим, введенным в действие ранее утверждения соответствующих нормативов, объектам и услугам. Основой для определения приоритетов в формировании доступной среды (в данном случае «адаптивной» среды) должны стать:
  - во-первых, результаты изучения потребностей инвалидов (в частности, в получении реабилитационных и иных социальных услуг и их доступности) с объективной оценкой этих потребностей специалистами;
  - во-вторых, имеющиеся организационные, технические и финансовые ресурсы (например, планируемые на ближайшее время ремонтные работы на объекте и предусмотренные для этого средства).
        Адаптация объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН может достигаться двумя путями:
  - архитектурно-планировочными решениями и соответствующими ремонтно-строительными работами;
  - организационными решениями вопросов предоставления соответствующих социально значимых услуг.
         Согласно СП 31-102-99 (актуализированному в 2009 году) «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения» и СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные инвалидам»: «проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий». Таким образом, выполнение статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны). Выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона».


          Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов, согласно ст.4 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», имеют право:
  - участия в реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации;
  - принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
  - участия в определении приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территориях субъектов Российской Федерации с учетом уровня социально-экономического развития этих территорий;
  - разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией;
  - осуществления обмена с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти информацией о социальной защите инвалидов и об оказании им социальной поддержки;
  - предоставления дополнительных мер социальной поддержки инвалидам за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
          Исполнительные органы государственной власти, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к объектам социальной и инженерной инфраструктур и для беспрепятственного пользования транспортом общего пользования, средствами связи и информации.
          При этом порядок реализации требований доступности для инвалидов и других МГН к объектам социальной инфраструктуры имеет принципиально различные организационные решения:
  1- в отношении новых объектов, вводимых в результате строительства (в том числе реконструкции, капитального ремонта);
  2 – в отношении существующих и не предполагаемых к реконструкции объектов.
           В первом случае действует четко регламентированный порядок разработки, согласования, утверждения и реализации проектной документации для строительства объектов социальной инфраструктуры на территории РФ. Этот порядок определен Градостроительным кодексом РФ и системой документов в строительстве. Согласно статье 48 Градостроительного кодекса РФ, в состав проектной документации объектов капитального строительства включается ,в том числе , раздел Перечень мероприятий по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, объектам делового, административного, финансового, религиозного назначения, объектам жилищного фонда (подпункт 10 пункта 12). Проектная документация на строительство (реконструкцию) объектов социальной инфраструктуры содержит специальный раздел проекта с пояснительной запиской «Основные решения по обеспечению условий жизнедеятельности инвалидов». В этом случае должен быть обеспечен принцип «универсального дизайна».
            Второй путь определяет последовательность работ по созданию для инвалидов условий доступности к существующим и не предполагаемым к реконструкции объектам социальной инфраструктуры.

 В данном случае чаще всего применяется принцип «разумного приспособления» - адаптации объектов для обеспечения доступности инвалидам и другим МГН. Согласно п.6 постановления  Госстроя России и Минтруда России от 22.12.1999 № 74/51, утвердившим РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», последовательность работ в этом случае определяется в целевых программах формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, которые разрабатываются во исполнение Постановления Правительства РФ от 07.12.1996, с участием органов архитектуры и градостроительства, а также других заинтересованных органов (здравоохранения, культуры, образования и др.) на основе реальных сложившихся социальных и градостроительных условий и исходя из учета мнений общественных объединений инвалидов.
           Постановлением Правительства РФ от 17.03.2011 № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (п.7) рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ «разработать программы субъектов РФ, направленные на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, с учетом положений Программы».
           Согласно основным положениям Государственной программы необходимо решение следующих основных задач:
  - оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
  - реализация системных мер, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;
  - совершенствование системы реабилитации инвалидов и повышение эффективности реабилитационных услуг. Это во многом определяется уровнем доступности реабилитационных учреждений и услуг – объектов социальной инфраструктуры, предоставляющих реабилитационные услуги.
           В составе целевых показателей (индикаторов) Государственной программы показатель: «доля доступных для инвалидов и других маломобильных групп населения приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов».
          С целью реализации на территориях субъектов РФ государственной политики в отношении инвалидов в части создания им условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной,  транспортной, инженерной инфраструктуры, средствам информации и связи, органы власти субъектов РФ, в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,  разрабатывают, утверждают и обеспечивают исполнение нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность по указанным направлениям на соответствующей территории, в том числе территориальных и ведомственных программ и планов, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
            Важным инструментом достижения обозначенных Государственной программой и программами субъектов РФ целей, эффективного решения поставленных задач является наличие оперативной и объективной информации о состоянии доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН, а также о реализации мер, направленных на повышение уровня их доступности.
            Основой для разработки адресных программ и планов, либо соответствующими плановыми мероприятиями могут стать мероприятия по определению состояния доступности и систематизации объектов социальной инфраструктуры и услуг – их паспортизация, их адаптация с учетом потребностей инвалидов и других МГН.
           Исполнителями указанных мероприятий являются органы власти (территориальные и отраслевые) согласно предмету ведения и подведомственные организации.
Постановлением Правительства РФ от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры» (п.8) рекомендовано органам исполнительной власти субъектов РФ «возложить на территориальные органы социальной защиты населения координацию работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры,  а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта, связи и информации, строящимся и реконструируемым объектам социальной инфраструктуры».
           Кроме того, к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта РФ, согласно Федеральному закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (подпункт 24 п. 2 ст. 26.2), относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В порядке реализации этих полномочий органы социальной защиты населения субъектов РФ оказывают социальную поддержку инвалидам, детям-инвалидам, пожилым и иным гражданам, нуждающимся в социальной защите, в том числе в реализации их права за доступ к объектам социальной инфраструктуры и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности.
            Именно органы социальной защиты населения в предлагаемой методике выполняют функции организаторов и координаторов работ, в том числе по сбору информации о состоянии доступности объектов и услуг, а также по организации ее размещения в доступных для инвалидов источниках информации, в том числе в информационной системе общего пользования (в сети Интернет) – на «Картах доступности субъектов РФ».

                      Что такое универсальный дизайн для инвалидов?

Универсальный дизайн  - это дизайн для удобства всех категорий граждан. Универсальный дизайн – важная составная часть доступной среды.

Часто универсальный дизайн называют «дизайном для всех» или «инклюзивным дизайном». Это не стиль дизайна ,а направление дизайна, призванное сделать обстановку, предметы максимально пригодными к использованию без специальной адаптации. Главное предназначение универсального дизайна – это равенство и удобство для всех.

                                        

                                            

Принципы универсального дизайна:

1.Равенство в использовании

-использование людьми с разными физическими возможностями;

-равные условия использования продукта всеми потребителями;

-избегайте выделения какой-либо группы или навешивания ярлыков;

-неприкосновенность личной жизни.безопасность и надежность должны быть доступны всем пользователям;

 

                                

 

2.Гибкость в использовании

-соответствие множеству индивидуальных предпочтений и способностей;

-возможность выбора способа использования продукта;

-помощь пользователю в правильном и аккуратном использовании продукта;

-адаптированность продукта под темп пользователя;

                                                

3.Простой и интуитивно понятный дизайн

-как использовать продукт должно быть понятно любому пользователю, независимо от опыта, знаний, языковых навыков и уровня концентрации в данный момент;

-отсутствие ненужных сложностей;

-учет различных уровней грамотности и языковых знаний;

-расположение информационных носителей с учетом важности;

                                     

4.Легко воспринимаемая информация

-дизайн должен эффективно сообщать пользователю необходимую информацию, независимо от условий окружающей среды и условий восприятий самого пользователя;

-использование  различных  способов ( визуальные вербальные, тактильные)  для многократного  представления  важной  информации;

-самая важная информация должна быть представлена максимально понятной.

                                          

5.Допустимость ошибки

 

Форма входа

Поиск

Календарь

«  Март 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 77

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0