Маломобильные граждане Свердловской области и других регионов недовольны недоступностью услуг специальных купе в вагонах, сформированных без учета нужд инвалидов. Поводом для обращения к руководству РЖД стало знакомство с купе в обновленном вагоне фирменного поезда «Вятка.
Да, очень много хороших и приятных новшеств, способствующих комфортному расположению в купе вагона. Но еще больше минусов в обустройстве. Тех, что мешают процессу самообслуживания. О них мы и поговорим. \
Если формальная доступность здания, вагона, самолета, морского судна и т.д. достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий. Таким образом, выполнение статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий и транспортных средств для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на объекты транспортного обслуживания, на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны). Выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей. При выборе любого из вариантов следует помнить о главном принципе Конвенции (ст.ст.19и 20): услуги и объекты коллективного пользования, предназначенные для населения в целом, должны быть в равной степени доступны для инвалидов и отвечали их нуждам для обеспечения процесса самообслуживания. И так, купе в вагоне «Вятка».
1.Туалетная комната действительно хороша по своим размерам и функционалу. Приятно радует, что унитаз установлен своей левой стороной к стене. Что позволяет самостоятельно пользоваться им инвалидам с заболеваниями центральной нервной системы и пользователям кресел-колясок с электроприводом. Но…что огорчает: -верхняя чаша унитаза должен быть на высоте 50 см от пола. Что позволяет более свободно перемещаться из кресла-коляски (высота сидения которого 50см от пола) на унитаз и обратно;
- необходимо установить на унитаз Переносные Биде, что позволяет самостоятельно обслужить пятую точку после освобождения кишечника; -для пользования душем инвалидам-колясочникам с заболеваниями Центральной нервной системы, у которых очень слабые руки и не держит поясничный отдел позвоночника (а таковых от общего числа колясочников- 86%.
Это данные Минздрава России) необходимо иметь в наличии раскладное кресло-коляска с санитарным оснащением, причем с большими задними колесами. Что облегчает такому пассажиру процесс самообслуживания.
2.Рекомендации по купе:
-полка для размещения инвалида должна быть шириной 90см, чтоб пассажир крупного телосложения мог во время отдыха позволить себе повернуться с одного бока на другой;
-полка должна иметь ограничитель, примерно, как на фото ниже, который не позволит отдыхающему свалиться на пол; -на стене (примерно, как на фото, поручень оранжевого цвета) должен быть прочно закреплен поручень на высоте вытянутой руки от полки. Для того, чтобы с его помощью инвалид мог перевернуться и принять удобное положение для отдыха. А так же для того, чтобы принять сидячее положение;
;-стол должен быть на расстоянии, удобном для приема пищи непосредственно с нижней полки (см. ниже верхнее фото) ;
-на стене, от кресла к выходу (см. второе фото), параллельно полу, на высоте 120 см от пола, должен быть прочно закреплен поручень длинной примерно 70см . С его помощью колясочник может пересаживаться с одного кресла-коляски на другое, проводить процесс смены как нижнего белья, так и верхней одежды;
-таблички для слабовидящих людей со шрифтом Брайля предлагаем заменить свето -звуковой сигнализацией. По данным ВОС 85% слабовидящих и незрячих людей не знают шрифт Брайля;
-возле спального места на стенке должны быть установлены откидывающиеся полочки для размещения туалетных и прочих принадлежностей; -необходимо установить шторку, отделяющую нижнюю полку от сопровождающих лиц и соседей.
Данные замечания и предложения СРООИ «Опора» направила в Минтруда РФ.
Холодилин А.И.
Председатель правления Свердловской региональной общественной организации инвалидов «Опора».
|