31 октября состоялось очередное заседание общественного совета федерального проекта «Единая страна – доступная среда» в Свердловской области по вопросу создания доступной среды для инвалидов в медицинских организациях.
Уже много лет мы боремся за то, чтобы услуги медицинских учреждений были доступны для инвалидов-колясочников. Но все утыкается в бюрократическую переписку и не более того. Сдвигов удалось добиться в ОКБ№1 и ЦГБ№20 после обращения в суд. После чего в неврологических отделениях установили перила,кровати с электроприводом, оборудовали совмещенный санузел со сливом в полу. Ну а «Опора» подарила кресла-коляски с санитарным оснащением. Словом, без обращений в суд трудно добиться доступности услуг.
Обычно в ответ идут отписки со ссылками на СНИП. В чем убедились при посещении ОКБ №1 и ОДКБ Между тем в Конвенции о правах инвалидов (ст.19)прописано: услуги и объекты коллективного пользования, предназначенные для населения в целом, должны быть в равной степени доступны для инвалидов и отвечали их нуждам для обеспечения процесса самообслуживания.
Надо сказать, что большинство наших общественников так же, как и чиновники , опираются на СНИПы, игнорируя требования Конвенции. Забывая о том, что ст.15 Конституции РФ на этот счет убедительно гласит: Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
К тому же статьи 9,19 и 20 Конвенции гарантируют инвалидам право на доступность, мобильность и самообслуживание. Как результат, игнорируются и требования программы Доступная среда. В частности:
-Социальные объекты в регионе без указателей со световой и звуковой информацией для лиц с потерей слуха и зрения;
-светофоры без звукового сопровождения;
-системами субтитрирования кинотеатры не оборудованы;
-парковочные места для инвалидов на городских парковках заняты кем угодно, но не инвалидами;
-проектирование и строительство жилых домов ведется без учета нужд инвалидов;
-услуги больниц, поликлиник сформированы без учета потребностей инвалидов;
-такая же ситуация абсолютно со всеми санаториями региона;
-в стоматологическое кресло не забраться, а принять меры, чтобы подобные кабинеты были оснащены подъемными платформами,ни у кого решимости не хватает;
- Передвижные ФАПы различной направленности не оснащены подъемниками с электроприводом, чтобы обеспечить доступ к услугам инвалидов-колясочников и пожилых людей;
-автомобили «Скорая помощь» не приспособлены для транспортировки инвалидов-колясочников. Доставляют в лежачем положении, а коляску куда? Отговорка одна – все сделано по ГОСТУ.
Причем здесь Стандарт и ГОСТ, если в силу прямого указания Конституции РФ (ч. 3 ст. 55), права и свободы граждан могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. То же самое требует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
И еще одна вакцина, мешающая разрешению проблемы доступных услуг. 03.08.2023г. Правительство Свердловской области приняло Постановление № 562-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 11.02.2014 № 70-ПП "О координации деятельности в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории Свердловской области".
Составлен сей документ с игнорированием ряда положений некоторых нормативно – правовых актов. В частности,
1.проигнорировано требование ст.19 Конвенции о правах инвалидов
2.обошли вниманием и положения Закона Свердловской области от 19 декабря 2016 года N 148-ОЗ «О социальной защите инвалидов в Свердловской области». В статье7 которого прописано:5) надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к предоставляемым в них услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
3.обследование социальных объектов и составление паспортов их доступности поручено Комиссиям, создаваемых в Исполнительных органах региона и подведомственных им организациях. Координировать их действия предложно специальной Комиссия, в состав которой вошли так называемые члены клуба свадебных генералов, под доступностью услуг понимающие только наличие пандуса и перил.
На письмо «Опоры» с предложением внести ряд изменений в данный нормативно- правовой акт , руководство Минсоцполитики прислало обычную отписку с выводом : ничего из того, что предлагает «Опора», внести не можем, нет такого в российских законах.
Как нет? А Декларация прав человека? А Конвенция о правах инвалидов, которые Россия ратифицировала?
А.И.Холодилин,
председатель СРООИ «Опора» |