ОПОРА

Суббота, 27.04.2024, 06:31

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Конкуренция, дебюрократизация, партнерство: как улучшить качество социальных услуг

Возможностей для оказания социальных услуг тоже появляется все больше. В частности, развивается нормативно-правовая база — в Госдуму внесен проект федерального законао муниципальном заказе на оказание услуг в социальной сфере. Нулевые чтения пройдут в ОП РФ в ближайшее время.

«Документ, который внесен в Госдуму, разрешил проблемы ответственности за качество услуг, сроки их выполнения и безопасность, — считает Лидия Михеева, заместитель секретаря Общественной палаты РФ. — Он допускает возможность многовариантного использования денежных средств, но при этом четко описывает формат использования бюджетных средств. Законопроект дает ответ, как будет защищен потребитель услуги».

Взрастить конкурентов

И все же в этой сфере остается еще немало барьеров, которые важно преодолеть, чтобы двигаться дальше. Эксперты уверены, что здесь не хватает конкуренции.

Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры решил самостоятельно взрастить конкурентов государственным организациям в сфере социальных услуг.

«Бизнес должен быть привлекательным. И если образование и здравоохранение имеют потенциал развития в этом плане, то на социальном рынке этого не оказалось. Здесь мало кто знает законодательство, стандарты, правила игры. Мы включились и сами практически взрастили негосударственный сектор. Наши работники начали создавать НКО. Некоторые не смогли, другие развиваются с уверенностью. Когда появился положительный опыт, сюда начали заходить индивидуальные предприниматели. Мы сохраняем и государственную подушку безопасности, до тех пор пока не будет уверенности в стабильности этого рынка», — рассказала Светлана Давиденко, директор Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. На первом этапе этой работы в реестре ХМАО было 70 поставщиков социальных услуг, сегодня их число достигает 219.

По мнению Давиденко, государство должно создать условия поддержки для поставщиков соцуслуг. В ХМАО для них создали налоговые, имущественные и финансовые преференции. Последние в том числе включают компенсации затрат по услугам, субсидии, персонифицированное финансирование. Кроме того, здесь используют сертификаты, например на получение технических средств реабилитации. Почти в каждом муниципальном образовании работают ресурсные центры, где можно получить поддержку. Для социальных предпринимателей открыта школа по работе с федеральными фондами. Государственный портал социальных услуг отслеживает предоставление услуг.

Тем не менее, как отметила Оксана Коротеева, эксперт ОП РФ, опыт некоторых регионов сложно применить в других субъектах РФ из-за проблем с нормативно-правовым регулированием. Не все механизмы поддержки поставщиков социальных услуг закреплены на федеральном уровне, поэтому они применяются не во всех регионах. По словам Елены Тополевой, новый законопроект о муниципальном заказе должен решить эту проблему, так как призван создать общую систему, работающую на территории всей страны.

Административные барьеры

По словам Светланы Маковецкой, директора центра «ГРАНИ», результаты исследований центра говорят о том, что в сфере социальных услуг есть конкуренция и устойчивые поставщики. Например, средняя доля работников негосударственных поставщиков услуг составляет 18% от общего числа работников, занятых в социальной сфере в Москве и Пермском крае. А доля негосударственных муниципальных поставщиков соцуслуг в региональном реестре ХМАО составляет 72%.

«Можно сколько угодно развивать конкуренцию, но если ресурсы, в том числе бюджетные, будут в таком огромном количестве изыматься на преодоление административных барьеров, мы серьезно проиграем, — заявила Светлана Маковецкая. —

Административных барьеров у негосударственных поставщиков очень много, они лежат в разных плоскостях. Например, НКО, которые производят социальные услуги, часто лишаются имущественной поддержки, как только начинают вести возмездную деятельность. Или к ним предъявляются претензии, которые снижают их возможности. Гибкость — это сильная сторона поставщика негосударственных услуг, и требовать от них заключить все в штатное расписание — значит оборвать этот ресурс. Дебюрократизация социальной сферы должна сопровождать любое развитие конкурентных механизмов.

Государственно-частное партнерство и «коробочные» решения

Один из инструментов, который мог бы стимулировать появление новых услуг в социальной сфере — государственно-частное партнерство (ГЧП). Без такого партнерства невозможно реализовать национальные проекты и цели, заложенные в указе президента, говорят эксперты.

Этим направлением занимается, например, Российский государственный социальный университет (РГСУ). По словам ректора РГСУ Натальи Починок, только отдельные отрасли могут похвастаться успешными проектами в ГЧП, в частности медицина. Проблемы здесь связаны в том числе с доверием государства, законодательным несовершенством, недостатком инструментов финансового рынка, объясняет эксперт. В качестве последних могут выступать кредитные механизмы, облигации.

РГСУ также рассматривал возможность применения ГЧП в системе образования, например для развития инфраструктуры общежитий. Но к этому шагу пока никто не готов, говорит эксперт. Университет собирает такие практики, но для развития ГЧП в социальной сфере нужны законодательные инициативы и формирование устойчивого рынка соцуслуг, считает Наталья Починок.

Эксперты считают, что для развития ГЧП необходимо создавать типовые, или «коробочные» решения. Социальная сфера менее доходная и более рискованная, а типовые решения помогают улучшить механизм распределения рисков и повысить прозрачность. «Коробочные решения» — это набор типовых документов для подготовки проекта и заключения соглашения. Такие документы Сбербанк разработал в сфере теплоснабжения, образования (школы, детсады) и гериатрии (дома престарелых).

SIB

Еще одно решение в сфере социальных услуг предложил Внешэкономбанк. Он разрабатывает новый финансовый инструмент для реализации и исполнения социальных услуг под названием SIB (social impact bonds). Такой инструмент предполагает, что частный инвестор осуществляет услугу за счет собственных средств. Государство в момент реализации услуги не помогает финансово, но формулирует социальный эффект, который желает получить. Инвестор осуществляет свой проект 3-5 лет. Затем фиксируется эффект проекта, и, если инвестор достиг заданного заказчиком эффекта, государство полностью возмещает расходы.

Такой механизм позволяет привлечь профессиональных инвесторов и повысить качество услуги, считает Светлана Ячевская, заместитель председателя Внешэкономбанка. Его планируют использовать для повышения качества образования и в геронтологических центрах.

Сейчас этот инструмент активно используется в Европе в социальной сфере. В РФ такой механизм пока не запущен.

Автор:Ольга Воробьева

Категория: Мои статьи | Добавил: holod54 (13.09.2018)
Просмотров: 343 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [271]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 77

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0