В 1932г при переиздании романа «Как закалялась сталь» редактор журнала «Молодая гвардия» Ревека Шпунт произвела «усечение» самой знаменитой, хрестоматийной сцены романа: Павел, придя на братское кладбище, вспоминает своих погибших товарищей, а затем – в рукописи – шли слова:
«Рука Павла медленно стянула с головы фуражку и грусть, великая грусть заполнила сердце.
Самое дорогое у человека – это жизнь. Она даётся ему один раз, и прожить её надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жёг позор за подленькое и мелочное прошлое и чтобы, умирая, смог сказать: вся жизнь и все силы были отданы самому прекрасному в мире – борьбе за освобождение человечества».
Новый редактор зачеркнула три последних абзаца и заменила их двумя предложениями:
«Мурава устлала склоны оврага и пустошь вокруг кладбища. Павел стоял с непокрытой головой и жадно вдыхал хвойный воздух».
Вспомнил об этой истории , когда прочитал материал «Для комфорта инвалидов разработали концепции развития доступной среды». В ней руководитель «Свободного движения» Елена Леонтьева разъясняет, в частности, что такое «универсальный дизайн». «Принцип его, говорит Елена , можно сформулировать так: если явно заметны какие-то приспособления для инвалидов, то дизайн плохой. Удобство должно быть естественным. Пример такого дизайна — современные торговые центры с эскалаторами и широкими лифтами».
Столь свободная трактовка Конвенции «О правах инвалидов» меня возмутила и я решил обратиться к первоисточнику. В главе второй читаю : универсальный дизайн предусматривает «дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к использованию для всех людей». Цитирую дальше: «универсальный дизайн не исключает использование ассистивных устройств для конкретных групп инвалидов, где это необходимо». То есть «универсальность» и «безбарьерность» могут быть обеспечены и путем применения вспомогательных устройств и технологий (и помощников).
Леонтьева же по этому поводу говорит буквально обратное (цитирую «Областную газету»): «Пример плохого дизайна — современная Москва, где все приспособления для инвалидов прямо бросаются в глаза и ими неудобно пользоваться».
Согласно СП 31-102-99 (актуализированному в 2009 году) «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения» и СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные инвалидам»: «проектно-организационные мероприятия должны быть направлены не на доступность здания инвалидам как самоцель, а на беспрепятственное получение ими требуемой услуги. Если формальная доступность здания достигается планировочными и инженерными средствами, то доступность получения услуги зависит и от организационных мероприятий». Таким образом, выполнение статьи 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» может осуществляться как путем проектирования, приспособления зданий для доступа инвалида к услуге, так и путем «доставки» услуги к инвалиду (на дом, в места отдыха и другие доступные для него зоны). Выбор варианта определяется местными органами власти, исходя из социальных задач и финансовых возможностей региона».
Согласно Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (подпункт 24 п. 2 ст. 26.2) органы социальной защиты населения выполняют функции организаторов и координаторов работ по формированию доступной среды жизнедеятельности.
Свои заявления Елена Леонтьева сделала в связи с выходом в свет полуторатысячного тиража своей книги «Доступная среда и универсальный дизайн глазами инвалида». Цель заявления вполне понятна – реклама книге и последующая реализация всего тиража. Но какой смысл в ее приобретении , если в книге больше говорится о доступности объектов, а не об условиях доступности услуг, к чему призывает Конвенция «О правах инвалидов», приказ Минтруда РФ №627, строительные нормы и правила РФ..
|