Прежде, чем изложить аргументы, подтверждающие нашу позицию в заголовке статьи, обратимся к толковому словарю современного русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова. Это слово, утверждает лингвист, о тупых, безвольных людях, покорных насилию. В устах помещиков-крепостников – презрительное обозначение крестьянской массы, как безвольного, бессловесного и покорного стада, опекаемого помещиком. Поняли? А теперь о главном.
Уже более десяти лет «Опора» добивается, чтобы вновь возводимые многоэтажные жилые дома отвечали нуждам пожилых людей и инвалидов. Не могу утверждать, что именно по нашим обращениям, но в том числе с учетом наших предложений и рекомендаций были внесены изменения в некоторые статьи Жилищного кодекса РФ, в «Строительные нормы и правила "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (СНиП 35-01-2001).
Из-за недостатка опыта и знаний кое-какие важные моменты формирования доступной среды жизнедеятельности были, конечно, упущены. В настоящее время идет процесс совершенствования прежних норм и правил. Надеемся, просчеты будут поправлены. Но уже тогда добились главного – услуги квартир вновь возводимого многоэтажного жилья должны быть доступны маломобильным гражданам для самообслуживания. Не хотелось, конечно, утомлять читателя перечислением положений нормативно-правовых актов, но куда без них. Возможно, наши ссылки на некоторые из них помогут кое-кому в решении подобных проблем.
И так. Если вкратце, то любой инвалид с травмой позвоночника, заболеванием центральной нервной системы, или пожилой человек, пользующиеся для передвижения креслом-коляской с ручным или электроприводом, в случае обладания квартиры в новом доме имеют право требовать от застройщика:
1.перед входом в жилой дом установлен бордюр, перепад высот которого с проезжей частью составляет 0.015 (ст. 5.1.8 СНиП 35-01-2001);
2.лифт установлен с кабиной, у которой дверь открывания с торца. Глубина кабины -2100, ширина-1100 (Ст.6.3 "Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения" (СП 35-101-2001)
3. путь от лифта к квартире без лестничных пролетов и других ступеней. Если застройщик возвел лестничный пролет, то должны быть установлены перила и пандуса (Ст.3.17 СНиП 35-01-2001).
4. Ширина коридора перед входом в квартиру должна быть - 2,2 м , глубина не менее 1.8м (для обеспечения маневра в кресле-коляске .Ст.3.15 СНиП 35-01-2001).
5. размер холла (передней) квартиры –не менее 4 кв.м. ( П.32. Постановления Правительства Российской Федерации от 9 июля 2016 г. N 649).
6. Совмещенный санузел размером 4,5кв.м.(Ст.68 СНиП 35-01-2001).
7.Ст. 6.2.23 СНиП 35-01-2001 обязывает иметь дверной проем в санузел не менее 900мм.
8. Двери санузлов выполняются с учетом индивидуальных запросов инвалида. Предпочтение раздвижным (двери-купе)
9.Раковины умывальников должны быть консольного типа.
10. Унитаз устанавливается своей левой стороной к несущей стене санузла с тем, чтоб на стену можно было закрепить необходимые для самообслуживания поручни и приспособления.А так же для того, чтобы пользователь кресла-коляски с электроприводом смог пересесть на унитаз с левого края кресла-коляски, на котором пульт-управления, как правило, не располагается. Верхняя чаша унитаза должна быть на уровне 500мм от пола для облегчения пересаживания на него из кресла-коляски и обратно.
11.Вместо ванны в полу (при необходимости) установлен трап-слив для приема душа в кресле-коляске с санитарным оснащением. Это объясняется невозможностью инвалида самостоятельно забраться в ванну и вылезти из нее из-за парализации верхних и нижних конечностей (Обустройство и размещение оборудования осуществляется в соответствии со ст.ст.5.29, 5.30, 5.31,5.32, 5.33, 5.34, 5.35 СНиП 35-01-2001с учетом индивидуальных запросов инвалида).
12. Перепад высот при входе в совмещенный санузел не должен превышать 0,025 м (Ст. 3.23 СНиП 35-01-2001)
13. в квартире предусмотрено место (кладовая)для кресла-коляски и тифлотехники (Ст.4.9 СНиП 35-01-2001)
14. Межкомнатные дверные проемы в квартире и на балкон не менее 900мм ( Ст. 6.2.23 СНиП 35-01-2001.
15.Устройства для открывания и закрывания дверей и окон расположены на досягаемой высоте .В соответствии со ст. 4.22 СНиП 35-01-2001 двери помещений должны иметь ручки длиной 0,8 м, расположенные на высоте 0,9 м. Устройства для открывания и закрывания дверей и окон, а также выключатели электроосвещения должны находиться в диапазоне высот 1,3-1,6 м. Рекомендуется верхнее расположение устройств для проветривания (фрамуги, форточки) и оснащение их боковыми экранами-щитками для защиты от сквозняков. Двери квартир должны иметь уплотнения в притворах. Перепады высот в порогах на путях движения инвалидов на креслах-колясках должны быть не более 0,025 м для каждой горизонтальной площадки.
На снимке запечатлен план однокомнатной квартиры, составленный с учетом потребностей инвалида-колясочника. Одно упущение – не предусмотрено место (кладовая) для хранения кресла-коляски и тифлосредств.
При этом обладатели квартир в новом жилом доме должны знать, что «Инвалид, использующий кресло-коляску, не обязан доказывать необходимость создания условий для доступа к объектам социальной инфраструктуры. Обязанность доказывания обеспечения беспрепятственного доступа к занимаемому им жилому помещению в многоквартирном доме лежит на собственниках такого дома» Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 26 октября 2012 г. N78-КГ12-17 (Извлечение).
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что федеральные органы власти многое сделали для того, чтобы услуги вновь возводимых жилых домов были доступны для самообслуживания людям с ограниченными физическими возможностями. В том числе приняты соответствующие нормативно-правовые акты. Знают об этом губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев и члены его правительства?
Конечно, знают. Российским регионом, ведь, пытаются править. Вот именно- пытаются. Лично в этом убедился. Обследовал ряд строящихся и уже возведенных многоэтажных жилых домов большинства Екатеринбургских застройщиков. Не поверите, но у меня сложилось убеждение, что это не объекты социальной инфраструктуры, а муравейники. И квартиры в них… Помните песню «Землянка наша в три наката..? Не сомневайтесь, так оно и есть.
На фото,представленных в данной статье, хорошо виден пофигизм областных властей и екатеринбургских застройщиков.
Пытался обратить внимание Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области на данную проблему. Как-никак именно на данное ведомство возложен государственный контроль за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг. Ответ первого заместителя директора Департамента Л.А. Карпухиной меня убил. Мне предлагалось самому заняться переоборудованием санузла, расширением дверных проемов и даже переносом несущих стен. Либо поручить это дело застройщику, но уже за отдельную плату.
Не менее оригинальной была реакция на данную проблему министра строительства и развития инфраструктуры Свердловской области М.М.Волкова. Мол, министерство укажет застройщику ООО «Деметра» на необходимость соблюдения российских законов, а автору письма рекомендовано обратиться в Муниципальную комиссию с заявлением о проведении обследования для принятия соответствующих мер.
Как бы между прочим Замечу, график работы данной комиссии расписан на сегодня до конца 2021 года. Вы поняли какова ее действенность?
Отписками от участия в разрешении данной проблемы отделались министр социальной политики Свердловской области Андрей Злоказов, председатель комитета по развитию инфраструктуры и жилищной политике Законодательного собрания региона Валентин Лаппо, администрация губернатора Евгения Куйвашева , а так же Центральный Екатеринбургский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области ,на который возложена задача по защите прав потребителей.
Отписались, проигнорировав стст.15 и 16 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации",ст.9.13КоАП РФ и ряд других нормативно-правовых актов.
Впрочем, мы ожидали такую реакцию. Поэтому к разрешению проблемы подключили федеральные органы власти, областную прокуратуру, в перспективе стоит задача о привлечении пофигистов к административной ответственности по ст.14.8 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях. Надеемся тем самым заставить областные власти повернуться лицом к требованиям по приспособлению квартиры и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов
Анатолий Холодилин
СРООИ «Опора»
|