ОПОРА

Четверг, 25.04.2024, 11:41

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Рассказываем о системе долговременного ухода за пожилыми людьми и инвалидами

Как правило, граждане пожилого возраста и инвалиды – представители малообеспеченной категории населения. Они не могут себе позволить услуги сиделки. Да, есть дома-интернаты, есть пансионаты для пожилых людей и инвалидов. Но, попав туда, человек начинает ощущать себя брошенным, вне социума. Кроме того, около 80 интернатов находятся в аварийном состоянии. А большинство существующих стационаров не соответствуют требованиям проживания маломобильных граждан.

У государства есть острая потребность организовать адресное предоставление комплексной и качественной социальной помощи человеку с учетом его особенностей, семейной ситуации и врачебных рекомендаций. Чтобы решить проблему долговременного квалифицированного ухода Президент Владимир Путин поставил перед Правительством задачу создать сеть центров для организации долгосрочного ухода за пожилыми людьми и инвалидами.

С 2019 года мероприятия по созданию такой системы были включены в федеральный проект «Старшее поколение» национального проекта «Демография». Это совместный проект Минтруда, Минздрава, Минфина и Минэкономразвития РФ, а также Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Приказом Минтруда от 29 сентября 2020 года N667 была утверждена типовая модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, нуждающимися в постороннем уходе.

Главная цель – обеспечить людям, нуждающимся в уходе, сбалансированное социальное обслуживание и медицинскую помощь как на дому, так и в стационаре, а также научить их семьи оказывать помощь близким самостоятельно. Сейчас таких центров уже 24. Работают они в пилотном режиме.

В большинстве регионов в программу входит пока не вся территория, а несколько муниципальных образований. Но в созданных координационных центрах обратившиеся могут получить консультацию, соцработник может подобрать необходимый пакет помощи, в зависимости от того, что человек может делать самостоятельно, а где ему требуется посторонняя помощь. Контактные телефоны для связи с координационными центрами указаны на интернет-сайтах органов соцзащиты населения регионов, где тестируется система долговременного ухода.

Как стать участником программы? Что входит в соцпакет? Где уже работают центры? Что надо знать родственникам пожилых людей и инвалидов о системе долговременного ухода – в новой инструкции Центров защиты прав граждан.

ЧТО ТАКОЕ СИСТЕМА ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

Для людей пожилого возраста и людей с инвалидностью очень важно иметь возможность оставаться дома, в привычной среде, среди близких. В то же время уход за людьми, которым необходима постоянная социальная и медицинская поддержка, – это особый труд, который требует соответствующей квалификации и свободного времени для полноценного присмотра.

Нанять сиделку может позволить себе далеко не каждая семья. В Москве и Подмосковье услуги сиделки с круглосуточным уходом за пациентом стоят 50-70 тысяч рублей в месяц, в регионах – 30-40 тыс рублей. Частные пансионаты берут столько же за неделю присмотра, а в государственные полустационары и стационары попасть практически нереально. Если уж только человек совсем одинокий или же у него оформлена инвалидность. В результате ежегодно до 20 миллионов россиян трудоспособного возраста вынуждены оставлять работу, отодвигать на второй план собственную личную жизнь, отказываться от семьи и даже детей, чтобы ухаживать за больными и престарелыми родственниками. При этом их материальное положение катастрофически ухудшается.

Долговременный уход – это комплекс мероприятий, включающих уход, сопровождение, реабилитацию, социализацию, психологическую поддержку и другие виды помощи, позволяющие компенсировать ограничения и сохранить качество жизни человека. Система долговременного ухода делает такой уход гарантированным и доступным на дому, в стационарах и полустационарах для людей всех возрастов, которые имеют стойкие ограничения и зависимы от посторонней помощи в связи с болезнями, возрастом, травмами, а также людей, которые ухаживают за ними.

По замыслу авторов проекта система долговременного ухода заменит стационары для пожилых людей или инвалидов – теперь помощь им будет оказываться в полной мере на дому. Кроме того, для родственников, которые ухаживают за своими старшими близкими или людьми с инвалидностью, будут проводиться специальные курсы. Поскольку нагрузка на соцслужбы существенно увеличится, для реализации системы в социальной сфере будут создаваться новые рабочие места, а соцработников обяжут пройти курсы повышения квалификации.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

Социальный пакет долговременного ухода предоставляется бесплатно. Он включает социальные услуги, обеспечивающие гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, предоставление ухода во всех формах социального обслуживания, а также содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальное сопровождение).

ГДЕ УЖЕ РАБОТАЕТ ПРОГРАММА ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

В эксперименте по построению системы долговременного ухода с 2018 года приняли участие 6 субъектов: Волгоградская, Костромская, Новгородская, Псковская, Рязанская и Тульская области. Для всех этих областей проблема долговременного ухода стояла особенно остро. К примеру, в Псковской области пенсионером является каждый третий житель, в Костромской – порядка 27% жителей относятся к людям старшего поколения. В рамках пилотного проекта эти регионы разработали и протестировали дорожные карты по внедрению системы долговременного ухода.

Сегодня на территории страны работает 24 центра. Планируется, что к 2024 году такие центры появятся в каждом регионе России. Центры системы долговременного ухода работают в регионах: Республика Бурятия, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Алтайский край, Забайкальский край, Камчатский край, Приморский край, Ставропольский край, Амурская область, Волгоградская область, Воронежская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Рязанская область, Самарская область, Тамбовская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Москва.

Система долговременного ухода помогает пожилым людям получать адекватный своему состоянию уход и продолжать жить в семьях, не прибегая к услугам домов престарелых. Уход за пожилыми и больными людьми осуществляют социальные работники.

ЧТО ВХОДИТ В СИСТЕМУ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

Программа поддержки тех, кто полностью или частично утратил способность обслуживать себя самостоятельно, имеет несколько направлений: – соцобслуживание и медицинская помощь на дому;

– полустационарный уход;

– уход в условиях стационара с привлечением сиделок и патронажных сестер

. Система долговременного ухода должна дополнить существующую систему соцобслуживания. Особенность нового формата в том, что теперь помощь будет ориентирована на конкретного человека и его потребности. Под каждого подопечного специалисты соцслужбы будут создавать индивидуальный пакет услуг и пересматривать его состав ежегодно.

При определении оптимальных условий предоставления соцпакета сотрудники органов соцзащиты будут исходить из приоритетности сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде (дома, в семье) и учитывать обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Ключевое отличие новой программы – переход от заявительного к выявительному формату.

Если раньше человек сам или через родственников должен был заявить о том, что ему нужна помощь соцработника, то теперь сотрудники соцслужбы должны выявлять нуждающихся людей сами.

Участковые терапевты, врачи в стационарах, соседи, знакомые могут обратиться в соцслужбу и рассказать об одиноком пожилом человеке. После этого специалисты займутся диагностикой и примут решение о включении гражданина в программу долговременного ухода.

В пилотных регионах, участниках программы, пожилых граждан уже разбили по категориям в зависимости от функциональных нарушений и нуждаемости в услугах. При посещении пожилых людей и инвалидов на дому специалисты стали оценивать способность человека к самообслуживанию, определять, какие именно социальные услуги ему нужны.

В поликлиниках стали открываться гериатрические кабинеты, куда стало возможным обратиться с проблемами лечения болезней старческого возраста. Так, в Костромской области выявляют старческую астению – патологию, характеризующуюся снижением физической и функциональной активности. Небольшой тест из семи вопросов позволяет врачу-гериатру подобрать для пожилого человека курс мероприятий для продления здорового и активного долголетия. В Новгородской области за год реализации пилотного проекта было организовано офтальмологическое обследование тысячи пациентов домов-интернатов. После обследования им купили необходимые медикаменты, очки, а некоторым провели операции по коррекции зрения.

КАК СТАТЬ УЧАСТНИКОМ ПРОГРАММЫ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА

К целевым группам системы долговременного ухода относятся: – нуждающиеся пожилые граждане; – нуждающиеся инвалиды; – нуждающиеся неизлечимо больные граждане. Основанием для включения в систему долговременного ухода является признание гражданина нуждающимся в связи с полной или частичной утратой способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности.

Включение гражданина в систему долговременного ухода осуществляется на основании заключенного договора о предоставлении соцобслуживания в рамках системы долговременного ухода.

ОБЯЗАННОСТИ ОРГАНОВ СОЦЗАЩИТЫ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ НУЖДАЮЩЕГОСЯ В ПРОГРАММУ

Чтобы включить нуждающегося в программу СДУ, органы социальной защиты обязаны: 1. Определить индивидуальные потребности гражданина в постороннем уходе. Для этого комиссия должна провести так называемую типизацию: установить порог ограничений жизнедеятельности человека, уточнить состояние его здоровья, выявить особенности поведения, привычки, предпочтения, реабилитационный потенциал.

2. Подобрать социальный пакет долговременного ухода, а также сопутствующие социальные услуги, не входящие в состав социального пакета долговременного ухода (с согласия гражданина).

3. Составить индивидуальную программу, включающую специальный раздел о предоставлении соцпакета долговременного ухода.

4. Заключить договор о социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода.

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ УЧАСТНИКА ПРОГРАММЫ

На определение индивидуальных потребностей участника программы долговременного ухода влияют следующие показатели:

– данные о функциональной самостоятельности гражданина;

– заключения врачебных комиссий;

– результаты медосмотров, диспансеризации и диспансерного наблюдения;

– результаты медико-социальной экспертизы гражданина (при наличии инвалидности), определяющие нуждаемость по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе;

– результаты обследования условий жизнедеятельности гражданина, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий, граждан, осуществляющих уход;

– информация, полученная от лиц, которые находятся в постоянном общении с гражданином (членов семьи, родственников, друзей, соседей и др.).

КАК ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УРОВЕНЬ НУЖДАЕМОСТИ В УХОДЕ

Исходя из параметров нуждаемости в социальном обслуживании в рамках системы долговременного ухода гражданину определяются следующие уровни нуждаемости: Первый уровень нуждаемости в постороннем уходе – от одного до нескольких часов несколько раз в неделю.

Второй уровень нуждаемости в постороннем уходе – от одного до нескольких часов ежедневно.

Третий уровень нуждаемости в постороннем уходе – от нескольких часов до 24 часов ежедневно, включая ночные часы.

В случае если гражданин признан нуждающимся в социальном обслуживании на дому или в полустационарной форме, предоставление социального пакета долговременного ухода осуществляется по месту жительства, а также в организациях социального обслуживания в полустационарной форме, территориально приближенных к фактическому месту жительства.

Приоритетными для гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, являются форма социального обслуживания на дому и полустационарная форма социального обслуживания или их сочетание. А также стационарозамещающие технологии социального обслуживания, используемые в системе долговременного ухода (поддержка родственного ухода, приемная семья для гражданина пожилого возраста или инвалида).

Если пребывание гражданина дома не достигло целей социального обслуживания, а также в случае если у гражданина третий уровень нуждаемости, органам соцзащиты рекомендовано использовать стационарную форму, обеспечивающую постоянное круглосуточное проживание в организации соцобслуживания. Однако следует учитывать, что срок предоставления стационара ограничен либо сроками индивидуальной программы, либо временем прохождение курса реабилитации.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАКЕТ ДОЛГОВРЕМЕННОГО УХОДА: ЧТО ВКЛЮЧЕНО

К социальным услугам, обеспечивающим гражданам, нуждающимся в постороннем уходе, предоставление ухода во всех формах социального обслуживания, относятся социально-бытовые услуги, социально-медицинские услуги и услуги в целях повышения коммуникативного потенциала. О каждом из видов услуг мы поговорим подробнее ниже.

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫЕ УСЛУГИ

а) помощь в приеме и приготовлении пищи (в том числе осуществление кормления) гражданам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) осуществлять прием пищи;

б) обеспечение питанием граждан, нуждающихся в питании, в период их нахождения в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в полустационарной форме социального обслуживания, в том числе в отделениях (центрах) дневного пребывания;

в) обеспечение отдыха (сна) гражданам, нуждающимся в отдыхе (сне), в период их нахождения в отделении дневного пребывания;

г) помощь в выполнении санитарно-гигиенических процедур гражданам, не способным по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) осуществлять уход за собой;

д) помощь в передвижении (перемещении) граждан, не способных по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) обеспечивать свою мобильность, в том числе в прогулке; е) консультирование по социально-бытовым вопросам;

ж) обеспечение присмотра за гражданами, не способными по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) ориентироваться или контролировать свое поведение (с целью обеспечения их безопасности).

СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ

а) обеспечение наблюдения за гражданами, не способными по состоянию здоровья самостоятельно (полностью или частично) контролировать свое состояние здоровья (с целью выявления отклонений в состоянии их здоровья);

б) помощь в приеме лекарственных средств (контроль за их приемом), помощь в использовании изделий медицинского назначения, технических средств реабилитации;

в) помощь в выполнении медицинских назначений и контроль за их выполнением;

г) помощь в проведении оздоровительных мероприятий, занятий по адаптивной физической культуре, направленных на поддержание здорового образа жизни, физической активности;

д) консультирование по социально-медицинским вопросам.

УСЛУГИ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОГО ПОТЕНЦИАЛА

а) обучение навыкам пользования средствами ухода и техническими средствами реабилитации;

б) обучение альтернативной и дополнительной коммуникации;

в) общение (выслушивание, подбадривание, мотивирование) в целях создания комфортной среды, предотвращения возможных неблагоприятных ситуаций, устранения раздражающих факторов;

г) проведение социально-реабилитационных мероприятий;

д) содействие общению граждан, нуждающихся в постороннем уходе, с их родными и близкими.

СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В РАМКАХ СДУ

1. Предоставление бесплатной медицинской помощи всех видов на дому или в медицинских организациях, включая:

а) специализированную, в том числе высокотехнологичную, а также паллиативную медицинскую помощь;

б) проведение диспансеризации, медицинских осмотров (профилактические, предварительные, периодические), оздоровления;

в) диспансерное наблюдение за состоянием здоровья лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления (предупреждения) осложнений, обострений заболеваний, иных патологических состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации; г) проведение противоэпидемических мероприятий, в том числе вакцинации.

2. Предоставление необходимых лекарственных средств гражданам, имеющим право на их бесплатное получение.

3. Получение психологической, педагогической, юридической помощи.

4. Получение социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, включая меры социальной поддержки для граждан, имеющих право на их получение.

5. Получение реабилитации (абилитации) гражданами, имеющими право на ее получение.

ЧТО СОДЕРЖИТ ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА УХОДА

Индивидуальная программа ухода содержит следующие элементы:

– периодичность ухода: потребность в уходе в неделю (от одного раза до нескольких);

– характер ухода: замещающие действия (действия за гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, не способного самостоятельно или частично осуществлять самообслуживание, удовлетворять основные жизненные потребности) или ассистирующие действия (действия, обеспечивающие поддержку действий и решений гражданина, нуждающегося в постороннем уходе, по самообслуживанию и удовлетворению основных жизненных потребностей) и их сочетание;

– интенсивность ухода: потребность в уходе в течение дня (от одного раза до нескольких раз);

– продолжительность ухода: количество часов в неделю и в день;

– часы предоставления ухода: в дневное время, в ночное время;

– необходимость присмотра: контроль состояния здоровья или контроль поведения с целью обеспечения их безопасности;

– необходимость социального сопровождения граждан, нуждающихся в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам;

– график предоставления социального пакета долговременного ухода и социальных услуг, не входящих в состав социального пакета долговременного ухода.

При установлении первого уровня нуждаемости в постороннем уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме от 7 до 14 часов в неделю. При установлении второго уровня нуждаемости в постороннем уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме от 14 до 21 часа в неделю. При установлении третьего уровня нуждаемости в постороннем уходе социальный пакет долговременного ухода предоставляется в объеме от 21 до 28 часов в неделю.

График предоставления социального пакета долговременного ухода и социальных услуг, не входящих в состав социального пакета долговременного ухода, определяется по согласованию с гражданином, нуждающимся в постороннем уходе, или его законным представителем, а также с гражданином, осуществляющим уход.

ЕСЛИ НУЖНА ПОМОЩЬ: КАК САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБРАТИТЬСЯ ЗА УСЛУГАМИ ПО СДУ

Напомним, сейчас программа СДУ реализуется только в 24 регионах страны. Причем не на всей территории субъекта, а выборочно (в муниципалитетах, ряде городских округов и сельских поселений). Если вы проживаете в пилотном регионе, зайдите на сайт регионального департамента (министерства) труда и социального развития и проверьте, реализуется ли программа СДУ конкретно в вашей территории. Если программа реализуется, на сайте будут приведены контакты координационного центра (КЦСОН), обслуживающего вашу территорию. Обратитесь по указанному номеру телефона с запросом об оказании долговременного ухода. Специалисты координационного центра проконсультируют, какой перечень социальных услуг уже реализуется на территории вашего места жительства, как подать заявление, что необходимо для проведения первичной типизации.

Обратиться в КЦСОН может не только тот, кто нуждается в уходе. Это могут сделать родственники и даже соседи. Если социальные службы пилотного региона по какой-то причине отказались провести типизацию (оценку нуждаемости), нужно обратиться в региональное министерство труда и социальной защиты с жалобой.

Первичная типизация (оценка нуждаемости) проводится в течение пяти рабочих дней после поступления заявления от гражданина, впервые обратившегося за получением социального обслуживания по программе СДУ. Одновременно составляется акт о признании нуждающимся. Типизация силами социального работника или помощника по уходу, обслуживающего получателя, не допускается.

Однако типизаторы (специалисты, которые проводят типизацию) могут прислушаться к мнению социального работника или помощника по уходу, если получатель имеет особенности, которые неочевидны по время проведения типизации.

ВАЖНО ЗНАТЬ!

От уровня дохода и наличия льгот у претендента возможность получения услуг по СДУ не зависит. То есть справки о доходах и льготах предоставлять не нужно. Но они понадобятся при постановке на соцобслуживание, внутри которого предоставляется социальный пакет услуг по долговременному уходу.

ОТВЕТЫ НА ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ ВОПРОСЫ

1. Кто оценивает потребность в долговременном уходе?

Оценку проводит комиссия. Помимо акта обследования социально-бытовых условий, специалисты оценивают возможности и затруднения человека в самостоятельной жизни. Сотрудники, проводящие оценку потребностей (так называемую «типизацию»), при оформлении участника программы долговременного ухода запросят в базах данных все льготы, которые положены гражданину по соцобслуживанию. По итогам типизации будет составлен список требуемых услуг. К примеру, помощь в прогулке, купании, приеме пищи и т.п.

2. Какие услуги по долговременному уходу будут платными, а какие нет?

Услуги, которые предоставлялись ранее, − уборка квартиры, доставка лекарств и продуктов, вынос мусора и пр. – будут предоставляться на тех же условиях, на которых оказывались ранее (бесплатно/за частичную плату/за полную плату). Услуги по долговременному уходу оказываются бесплатно. Их суммарный объем измеряется в часах. Для самых тяжелых категорий – до 28 часов в неделю (4 часа в день). Причем по договоренности помощник по уходу может прийти на 4 часа один раз в день или несколько раз в день на 4 часа суммарно.

3. Можно ли за услуги, от которых гражданин отказался, получить оплату деньгами?

Законодательно этот вопрос не урегулирован. В некоторых регионах родственников принимают на работу помощниками по уходу за их нуждающимся близким человеком. В других регионах делать это категорически отказываются. Подробнее следует уточнить в органах соцзащиты региона, где уже работает система долговременного ухода.

4. Чего не будет делать помощник по долговременному уходу?

Вся помощь оказывается только тому человеку, который указан в договоре. Если помощник по уходу готовит, он готовит только для человека, которому помогает. Если выводит на прогулку, то только нуждающегося. Если покупает продукты или убирает квартиру, то только в рамках заключенного договора и в интересах нуждающегося.

5. Что входит в СДУ помимо помощников по уходу?

Предполагается развитие центров (отделений) дневного пребывания для маломобильных людей и людей с когнитивными нарушениями.

Развитие пунктов проката ТСР. Пока в регионах, участниках программы СДУ, условия выдачи разнятся: от бесплатного проката до мизерной, но все же платы. Выдаются ТСР тем, кто нуждается в них по справке от врача или итогам проведенной комиссией типизации. Список имеющегося оборудования необходимо уточнять в каждом конкретном случае. В него могут входить разнообразные подушки для позиционирования, ходунки, кресла-туалеты.

Списки и условия предоставления разного оборудования в разных регионах отличаются. Помимо пунктов проката, открываются школы ухода для родственников, в которых научат, как ухаживать, пользоваться тем или иным оборудованием. Чаще всего школы работают во всех трех форматах: от онлайн-занятий до группового консультирования и индивидуального визита. Если это необходимо, консультант может прийти к вам домой и на месте объяснить все про оборудование, а также проконсультировать, как лучше обустроить квартиру в целом, а главное, как ухаживать правильно.

Уход в стационарах за теми пожилыми людьми и инвалидами, кто там проживает, тоже постепенно должен совершенствоваться. Но, по действующему законодательству, дополнительное финансирование и сопровождение таких проектов – обязанность регионов.

СРООИ «Опора»

Категория: Мои статьи | Добавил: holod54 (26.09.2021) | Автор: анатолий E
Просмотров: 142 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [271]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 77

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0