ОПОРА

Пятница, 29.03.2024, 11:53

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Александра Хаитова: Сегодня я докладывала об истинном состоянии дел с социальным обслуживанием в Свердловской области сенаторам в Совете Федерации

Федеральный центр делает шаги в сторону доступности социальных услуг для получателя, формирования рынка поставщиков соцуслуг, и шаги эти последовательные. В 2013 году появляется Федеральный закон № 442-ФЗ от 28.12.2013 «Об основах социального обслуживания граждан в РФ»; Однако, на практике мы видим, что регионы своей нормативной базой экономически эффективный инструментарий 442-ФЗ используют в объеме 1-4% от регионального объема финансирования социальных услуг. 96-99% – используется либо бюджетное финансирование для госпоставщиков услуг, либо гранты для СО НКО.

Не работают полностью инструменты эффективности, заложенные в 442-ФЗ:

• Индивидуальная программа получателя социальных услуг;

• Подушевые нормативы финансирования;

• Конкурентный рынок;

• Учет затрат государства по каждому человеку и каждой группе людей;

• Повременные тарифы (такие, при которых легко можно измерить время начала и конца оказания социальной услуги).

В реальной жизни, если мы получаем услуги няни, или сиделки, или репетитора, мы оплачиваем за каждый час работы специалиста, он наполняет этот час тем, что нужно нам. При этом региональный регулятор требует считать каждый его поворот вокруг своей оси – абстрактно сформулированные единицы услуг.

Эти эффективные инструменты являются ключевыми во всем мире, они позволяют отслеживать экономическую эффективность государственных денег вплоть до человека. Сколько государство тратит на каждого и какой от этого имеет социальный эффект. Рассмотрим на примере Свердловской области реестр поставщиков социальных услуг

http://isson.msp.midural.ru/#/registry/organization/s..

Он содержит 205 поставщиков. Из них:

• 41 НКО

• 9 коммерческих организаций

• 22 индивидуальных предпринимателя

• 142 государственные организации

Из некоммерческих организаций:

7 – аффилированы с органами исполнительной власти региона, еще треть НКО не работает вообще. 142 государственные организации финансируются бюджетным способом.

Существующая сегодня система финансирования не позволяет у этих поставщиков вести учет расходов средств бюджета по каждому получателю услуг, или их группе, или продолжительности времени их обслуживания (в часах или днях), поскольку средства закладываются бюджетным способом именно на существование организаций, содержание используемого ими областного имущества, огромного штата, то есть существенны накладные расходы.

Например, я являюсь руководителем Союза поставщиков социальных услуг. В двух детских организациях – поставщиках соцуслуг Свердловской области ежемесячно интенсивную помощь двухсот специалистов получает около 500 детей реальная работа с каждым ребенком ведется в занятиях, измеряемых часами, это единственно разумный способ учёта занятий.

Отчитываться же мы вынуждены в единицах социальных услуг. Такой учет усложнен, это вызывает постоянные споры с региональным регулятором по поводу количества услуг, так как Министерство зачем-то считает работы в услугах, фактически имея в своих подведомственных учреждениях специалистов, учет рабочего времени которых осуществляет в сменах и часах.

В развитых странах планирование и отчетность по госзаказу в количестве услуг не применяется. Исходя из здравого, смысла мы оплачиваем труд психолога, социального работника и репетитора по часам. В обоих случаях действуют повременные тарифы.

Еще пример, мы, как поставщик, фактически выполняем госзаказ, так как ребенок-инвалид получает ИППСУ, и идет к нам. ИППСУ – фактически это обязательства государства оказать указанный в ИППСУ объем услуг. А региональный регулятор – Минсоцполитики так не считает, и работа НКО не защищена понятием «ГОСЗАКАЗ»

В течение трех лет в своем регионе мы развернули легкотиражируемую, эффективную модель работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта, получили массу положительных отзывов от родителей и специалистов. У детей начали «снимать» медицинские диагнозы.

Три года регион платил компенсацию. Но в декабре 2022 года, двум детским организациям не компенсирована работа с августа по октябрь 2022 года. Регион нам официально сообщает, что бюджетные лимиты на работу таких, как мы, исчерпаны. Денег нет.

На НКО, которая работает по Федеральному закону, в регионе смотрят, как на бедных родственников, по остаточному принципу. Что делать 500 детям? И 200 педагогам? Доставать деньги из кармана родителей??????

Закон 442-ФЗ говорит: детям социальные услуги – бесплатно !!!!!

Мы сегодня по просьбе родителей и педагогов передадим вам в профильный комитет письмо с призывом о помощи в сложившейся ситуации Так сколько же в рублях в регионе приходится на таких детей, с которыми мы работаем? сколько часов? Внутри каждой организации сколько на человека пришлось?

В нашей организации все это учтено. В государственных организациях такого учета нет. Нам говорят, Вы оказываете 3700 услуг?

Но позвольте, тариф на одну услугу - 38,81 копейка. Обслуживание ребенка 5 педагогами на протяжении месяца сколько по-Вашему будет стоить?.

А сколько стоит его обслуживание в месяц в госцентре?

Кто то считал?

А сколько это часов реальной работы специалистов в ребенком?

Никто не даст эти данные. Это не позволяет госцентрам заниматься эффективным планированием, эффективной организацией обслуживания отдельных групп получателей услуг (например, пожилых, или детей с аутизмом, слабовидящих и проч.), и контролем эффективности расходования госденег, в целом!

Если изучать нормативные акты и отчеты органов региональной исполнительной власти, то мы видим, что в них много говорится о технологиях. Мы – настоящие практики, организаторы соцобслуживания. Мы и так понимаем, как научить новым навыкам ребенка-инвалида, как поменять белье, накормить.

Сегодняшним региональным регуляторам не хватает понимания, что специализированный бизнес и специализированные НКО владеют технологиями оказания социальных услуг. Главное сегодня – это поддержка государства в виде оплаченных поставщику соцуслуг в часах работы. В деньгах. По группам инвалидов, пожилых. Вплоть до отдельного человека. Это региональный уровень.

Но федеральные органы исполнительной власти тоже видят, что таких тарифов нет. И Минтруд РФ, и Минэкономразвития работают с натуральным показателями: количество поставщиков, количество услуг.

Очевидно, что недоработанная федеральная нормативно правовая база, и существующие сегодня административные и правовые барьеры в регионах, сдерживают развитие рынка социальных услуг, принципы которого заложены 442 ФЗ, несмотря на имеющиеся бюджетные резервы.

Наши предложения по изменению этой ситуации: Пора федерации подключиться к тому, что происходит в регионах восемь лет, и разобраться с хроническими болезнями социального обслуживания:

1. Изменить систему финансирования поставщиков соцуслуг. Нужны повременные (почасовые) подушевнее нормативы финансирования поставщиков: единые для всех поставщиков внутри региона, независимо от формы собственности. Услуги учитываются не в штуках, а в рублях за час. Тарифы – экономически обоснованные. Прекрасный пример привел мой коллега из Свердловской области. Показывающий, что учет в услугах и экономически необоснованные тарифы необходимо менять.

2. Единообразие в правовом регулировании по всем регионам России. Единое социальное пространство.

3. Акцент – на развитие неценовой конкуренции. Это приведет к реальному росту поставщиков социальных услуг. Затем формирование госзаказа по 189 ФЗ. В рублях и в суммарных часах обслуживания по категориям клиентов!

4. Подключение федеральных органов исполнительной, законодательной власти, Прокуратуры, ФАС – для прямого контроля ситуации с рынком социальных услуг в регионах и надзора за уполномоченными органами!

5. Введение управленческого инструмента – матричного управления социальными проектами в федеральном центре, и в регионах.

6. Совету Федерации РФ обратиться в Правительство России с предложением поручить Минтруду разработать методические рекомендации с целью –регулирования сложившейся ситуации.

СРООИ «Опора»

Категория: Мои статьи | Добавил: holod54 (08.12.2022) | Автор: Анатолий Иванович Холодилин E
Просмотров: 75 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [269]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 77

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0