Состоялось обсуждение концепции создания областного центра реабилитации детей-инвалидов в Свердловской области. Мероприятие прошло под эгидой Министерства социальной политики Свердловской области. Модератором выступала замминистра соцполитики О. Б. Федосеева. Присутствовали представители общественного совета при министерстве, руководители и сотрудники организаций, занимающихся социальным обслуживанием.
В ходе мероприятия были озвучены установочные сведения о проекте центра реабилитации. Нормативная база - Распоряжение Правительства РФ от 23 января 2021 г. № 122-р «Об утверждении плана основных мероприятий, проводимых в рамках Десятилетия детства» и Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
Планируется, что центр будет обслуживать детей с психическими нарушениями. По подсчётам министерства, в Свердловской области около 19 000 детей-инвалидов, из них с ментальной инвалидностью, по разным данным, от 30 до 60%. Заявлено о создании двух площадок в рамках центра: в черте Екатеринбурга - на 3 000 детей в год и за городом - на 1 500 человек.
В составе центра будут действовать 15 медицинских и социальных служб. Предполагается, что работа будет построена по программе учебного сопровождаемого проживания. Дети будут обучаться самостоятельной организации быта и досуга, а также общению с другими людьми.
Построить и запустить центр планируется к 2030 году. Бюджет проекта спикеры не сообщали. В процессе обсуждения звучали цифры от 1,2 до 5 миллиардов рублей. Никакой информации об итогах обсуждения и о самом проекте в открытых источниках обнаружить не удалось. А вопросов возникает много.
1. По данным Всемирной организации здравоохранения за 2020 год, диагноз «расстройство аутистического спектра» имеет каждый 164-й ребенок в мире. Далеко не все дети с аутизмом в России выявлены и учтены, но диагностика в последние годы улучшается. И есть множество несовершеннолетних с другими психическими нарушениями. Не все особенные дети имеют инвалидность, её оформление может длиться годами. Но при этом все они нуждаются в помощи. Будет ли ресурсов центра достаточно для обслуживания всех нуждающихся? Будет ли центр работать с детьми, не признанными инвалидами?
2. Наиболее эффективна при аутизме ранняя помощь ребенку – в «золотые 1000 дней», в первые 3 года жизни. При этом удается полностью социализировать до 60-80% детей с РАС. К проживанию без родителей ребенок младше 3 лет не готов, это для него крайне травмирующий опыт. Самые удачные мировые практики ранней помощи предполагают работу с семьей по месту ее жительства, регулярные занятия родителей и детей со специалистами на дому. Как открытие центра повлияет на систему ранней помощи при аутизме?
3. Мировой и российский опыт показывают: наилучшие результаты при РАС дают постоянные, систематические занятия ребенка и родителей со специалистами по несколько раз в неделю в течение всего года, а не ограниченные по времени курсы реабилитации. Как это будет решаться в рамках нового центра?
4. Учебное сопровождаемое проживание ребенка предполагает, что он будет жить вне семьи, без родителей? Такая система очень напоминает школу-интернат для детей-сирот. Не окажется ли, что вреда от этого для ребенка будет больше, чем пользы? Согласятся ли родители оставлять детей без своего присмотра?
5. Кем и как будет контролироваться работа центра? Как будет оцениваться эффективность оказываемой помощи?
6. Не приведет ли создание центра к сокращению финансирования других видов помощи детям с психическими нарушениями – надомного и полустационароного социального обслуживания, коррекционных школ и ресурсных классов, качественного медицинского обслуживания и т.д.?
У вас тоже есть вопросы по проекту центра реабилитации? Направляйте их до 1 октября в Министерство социальной политики Свердловской области:
Автор Ирина Саломатова |