22.01.2014 Постановлением правительства Свердловской области № 23-ПП утверждена комплексная программа Свердловской области «Доступная среда» на 2014–2015 годы. Первое же знакомство с этим нормативно-правовым актом показывает, что он не в полной мере отвечает критериям государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015г.г. Получился каким-то кастрированным. В итоге напоминает опус, но никак не программу действий по обеспечению доступа инвалидов к физическому окружению . Нисколько не утрируем. Ведь хлеб без масла никто из нас не называет бутербродом.
Что нас не устраивает? Прежде всего, не прописано обеспечение доступа инвалидам и иным маломобильным гражданам к объектам и территориям сложившейся городской инфраструктуры. Между тем, это очень важный момент. Допустим, сделают доступными в области музеи, театры, медицинские учреждения, закупят низкопольный транспорт, а вот о том, как при этом инвалиду-колясочнику выбраться из подъездов домов старой постройки, как преодолеть дворовые территории в местах их расположения, чтоб добраться до социальных объектов, никто не подумал.
Для этого, считаем, в программе должно быть четко прописано, что инвалидам и иным маломобильным гражданам обеспечивается доступ к объектам городской среды, открытым для населения, и территориям сложившейся городской инфраструктуры (в том числе жилым домам, квартирам, входным группам; дворовым территориям; местам парковки; пешеходным зонам; транспортным коммуникациям, иным социально значимым объектам обслуживания, инфраструктуры, рекреационным территориям, территориям общего пользования, общественным и иным пространствам) путем их адаптации на принципе разумного приспособления.
С этой целью следует:
- прописать не только паспортизацию социальных объектов, но и жилых домов, где проживают маломобильные граждане;
-организовать учет доступности жилых домов, прописать принятие решений о возможности их адаптации для инвалидов на принципах разумного приспособления;
-прописать определение состава, объемов, ответственных и сроков работ по каждому социально значимому объекту и территории сложившейся городской инфраструктуры; -прописать установление в подъездах многоквартирных домов стационарных подъемных платформ для перемещения инвалидов и обеспечение возможности их обслуживания с удаленного рабочего места, а также внедрение системы обслуживания подъемных платформ для перемещения инвалидов оператором с удаленного рабочего места с выполнением работ по восстановлению и доработки платформ;
-указать необходимость выделения и обустройство в соответствии с нормами действующего законодательства на дворовых и иных территориях мест парковки транспортных средств, принадлежащим инвалидам;
-установить многоуровневую систему контроля за выполнением работ. Для этого при каждом управлении социальной политики района создать орган общественного контроля, который был бы уполномочен осуществлять деятельность в сфере обеспечения доступа маломобильным гражданам. Причем в составе органа должны быть активные и деятельные люди, а не те, кто исполняет роль свадебных генералов.
В программе обязательно прописать , что :
1.доступная среда – это возможность инвалидов вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни наравне с другими. Достигается она принятием надлежащих мер для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
2.комфорт городской (сельской) среды – качество городской и сельской среды, обеспечивающее, с учетом комплексности застройки, инженерного обеспечения, транспортного и коммунально-бытового обслуживания, благоустройства и озеленения территории беспрепятственную доступность для населения, включая инвалидов, жилых домов, социально значимых объектов обслуживания, инфраструктуры, рекреационных территорий, территорий общего пользования и общественных пространств.
3. разумное приспособление – проведение комплекса работ на действующих объектах городской среды в целях адаптации их для маломобильных граждан.
4.универсальный дизайн – процесс создания и формирования новых предметов, инструментов, оборудования,а также городской и сельской среды в целом без необходимости их адаптации, обеспечивающий доступность и комфорт при пользовании ими маломобильными гражданами и другими категориями пользователей независимо от возраста, социального статуса, физических и интеллектуальных возможностей.
Вместо дифирамбов в адрес министерства социальной политики по поводу того, какие мероприятия ведомство провело за прошедшие годы, следует, на наш взгляд, прописать принципы, в соответствии с которыми должна осуществляться государственная политика в сфере обеспечения доступа инвалидам и маломобильным гражданам к городской и сельской среде. В частности, такие:
1.уважение достоинства, личной самостоятельности и независимости граждан независимо от возраста, социального статуса, физических и интеллектуальных возможностей;
2.равенство прав граждан;
3.недискриминация по признаку инвалидности;
4.полное и эффективное вовлечение и включение в общество инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на основе уважения особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
5.доступность и комфорт;
6.содействие индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом и в выбираемое ими время;
7.комплексный и системный подход к обеспечению доступности городской и сельской среды;
8.взаимодействие органов исполнительной власти Свердловской области с органами местного самоуправления, организациями, жителями и их объединениями в области обеспечения доступа инвалидам и иным маломобильным гражданам к городской и сельской среде;
9.системность и планирование деятельности по надзору и контролю за обеспечением доступа инвалидам и иным маломобильным гражданам к городской и сельской среде;
10.ответственность за ненадлежащее обеспечение прав граждан в сфере обеспечения доступа инвалидам и иным маломобильным гражданам к городской или сельской среде.
В действующей программе ничего не сказано об обеспечении доступа инвалидов и других маломобильных граждан к инфраструктуре объектов подземного скоростного транспорта города Екатеринбурга. Словно метро в областном центре не существует. Между тем при решении этого вопроса нужно учитывать множество особенностей.
Требует совершенства работа службы «Социальное такси». В программе об этом нет даже намека.
Всякий раз, когда слушаешь бодрые доклады чиновников социального блока Свердловского областного правительства , так и хочется запеть: как хорошо инвалидам на Среднем Урале жить. Но, столкнувшись с действительностью, совсем другие слова крутятся в голове. У меня, например, частушка советских времен сразу всплывет. Помните?
Птицефабрика есть у нас и другая строится,
Но яйца колхозник видит, когда в бане моется.
Грубовато, конечно, зато точно.
Уважаемый Евгений Владимирович, просим Вас принять надлежащие меры по внесению изменений в областную программу «Доступная среда».
Председатель СРООИ «Опора» А.И.Холодилин
|