ОПОРА

Вторник, 23.04.2024, 19:38

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

Итоги работы Министерства труда и социальной защиты РФ, от которых плакать хочется

Медико-социальная экспертиза

С целью улучшения системы медико-социальной экспертизы в начале 2018 года мы вместе отработали изменения в Правилах признания лица инвалидом. Сегодня при определенных заболеваниях можно признать лицо инвалидом бессрочно сразу после первого освидетельствования, и допускается проведение заочной экспертизы. Уверен, что данные меры упростят процедуру МСЭ.

При этом мы неоднократно настаивали на необходимости создания независимой системы обжалования решений, принятых Бюро медико-социальной экспертизы. Обжалование решений только в системе МСЭ вызывает у граждан высокую степень недоверия, так как вышестоящие органы в подавляющем большинстве случаев оставляют в силе решения нижестоящих.

Обжалование решений бюро МСЭ в судебном порядке не позволяет решить проблему, т.к. суд может только отменить решение, а для повторного установления инвалидности гражданину приходится снова обращаться в Бюро МСЭ.

Обеспечение техническими средствами реабилитации

Общественные организации инвалидов участвовали при обсуждении разработанных Минтрудом России медицинских показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов ТСР.

Мы предлагали распространить выделение опорных тростей и ходунков различных типов на большее число лиц, чем предусмотрено документом (например, лиц с ДЦП), у которых не всегда имеется болевой синдром, но они нуждаются в дополнительной опоре для уверенной ходьбы.

Давно назрел вопрос о пересмотре перечня выделяемых ТСР и включения в перечень дополнительной домашней ортопедической обуви. Кроме того, ВОИ в очередной раз напомнило о необходимости вернуть автомобиль в перечень технических средств реабилитации и ручного управления для водителей с инвалидностью.

В конце 2017 года в Минтруд России была направлена информация, касающаяся вопроса альтернативных технических средств реабилитации для инвалидов. В частности, речь шла о таких разработках, как коляски на гироскуторе и экзоскелеты (как зарубежных, так и их отечественных аналогов).

Мы поддерживаем решение о включении в перечень ТСР вспомогательного средства коммуникации «Брайлевский дисплей» и программного обеспечения экранного доступа для слепоглухих, а также увеличение количества часов на предоставление услуги по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопеерводу).

Особо отмечаю, что в последнее время приняты два новых Приказа Минтруда России, а именно: "Об утверждении классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. № 2347-Р", который вступает в силу с 26 марта 2018 года и «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации», который вступил в силу 18 марта 2018 года.

Предварительный анализ окончательной редакции вышеуказанных приказов и первая острая отрицательная реакция инвалидов-«колясочников» на их появление показали, что в случае применения приказов значимой «новацией» является то, что в соответствии с ними инвалидам теперь будет предоставляться только одно кресло-коляска (вместо двух). Кресла-коляски с электроприводом теперь не разделяются на комнатные и прогулочные. Также при обеспечении инвалида креслом-коляской с электроприводом не удастся получить и кресло-коляску с ручным приводом.

Считаем такой подход некорректным для комплексной оценки потребностей инвалидов и не учитывающим индивидуальных социальных показаний, так как комнатные и прогулочные кресла-коляски должны отвечать разным требованиям, иметь различные характеристики, отвечающие условиям эксплуатации (дома или на улице).

Считаем необходимым пересмотреть данное положение и вернуться к возможности предоставления инвалидам двух кресел-колясок (комнатной и прогулочной), поскольку данное нововведение ограничивает возможности социальной реабилитации инвалидов, которое приведет к росту недовольства среди инвалидов и социальной напряженности в обществе.

Мониторинги ВОИ по-прежнему выявляют задержки, связанные с получением инвалидами ТСР. Поэтому особенно важным шагом представляется внедрение электронного сертификата на получение ТСР, который, по нашему мнению, поможет исключить задержки, связанные с заключением госконтракта на эти нужды.

Важным вопросом является создание полноценного электронного каталога технических средств реабилитации, который позволит рекомендовать инвалиду действительно качественные и современные технические средства, причем не только те, которыми должно обеспечить инвалида государство, но и те, которые инвалид может приобрести самостоятельно, либо в рамках региональных перечней ТСР (обеспечение которых происходит за счет средств бюджета субъекта России), либо с привлечением иных источников финансирования, например, спонсоров.

Одним из инструментов формирования Электронного каталога может быть участие в выставочной деятельности производителей и заказчиков. В Москве ежегодно проходит Выставка «Инва-Экспо. Общество для всех», которая в этом году состоится с 13 по 15 сентября в одном из современных павильонов на ВДНХ. Мы предпринимаем усилия сделать ее постоянной. И хотелось бы видеть здесь ведущую роль Минтруда, Минпрома, ФСС, Минобра, Минкультуры, Минспорта, и Минстроя. Всех тех, кто занимается государственной политикой в сфере жизнедеятельности инвалидов и вопросах создания доступной среды.

Трудоустройство

Трудоустройство остаётся одним из самых важных вопросов, особенно для инвалидов молодого возраста. В частности, большое внимание уделялось сопровождаемой занятости инвалидов, на обеспечение которой направлен принятый в конце 2017 года 476-ФЗ «О внесении изменений в закон РФ «О занятости населения в РФ».

ВОИ подготовило для министерства информацию о региональном опыте, касающемся мероприятий по сопровождаемой занятости инвалидов.

Кроме того, мы не должны забывать и о существующей дискриминации инвалидов на рынке труда. В этой связи стоит отметить приказ Минтруда «Об утверждении методических рекомендаций по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости», считаем его принятие очень важной и своевременной мерой. Но следует идти дальше и увеличить административные штрафы за отказ работодателей в разумном приспособлении рабочего места.

Не менее важной представляется и работа над проектом приказа Минтруда «Об утверждении Примерного положения об организациях, обеспечивающих социальную занятость инвалидов трудоспособного возраста». Проектом вводится такое понятие, как «организации, обеспечивающие социальную занятость инвалидов трудоспособного возраста». Такими организациями признаются юридические лица, вступившие в договорные отношения с органами занятости населения по созданию предприятий, рабочих мест для обеспечения социальной занятости инвалидов.

В связи с этим, ВОИ предложило включить в это понятие также организации, созданные общественными объединениями инвалидов, среднесписочная численность инвалидов в которых составляет не менее 50% от общего числа сотрудников, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25%.

В настоящее время активно формируются новые подходы к осуществлению трудовой деятельности, появляется все больше профессий в интеллектуальных сферах, по которым возможна удаленная работа (it-специалисты, юристы, консультанты и прочие). Развитие института удаленной работы позволит трудоустроить большое количество людей, обладающих высокими профессиональными навыками, но не способных их применить только лишь в силу ограниченной мобильности.

Однако в данном случае необходимо также рассматривать вопросы профессиональной подготовки и профориентации инвалидов на данные виды деятельности.

В 2016 году мы поднимали очень болезненный вопрос о не индексации пенсий работающих инвалидов. Большинство инвалидов и пенсионеров работают на низкооплачиваемых рабочих местах, и пенсия является крайне важной составляющей их семейного бюджета. Потери при не индексации пенсий для данной категории граждан является крайне чувствительными. Большинство предпочитает отказаться от работы и получать пенсию в полном объёме. Такой подход не стимулирует инвалидов к трудовой деятельности, создаёт у них иждивенческую позицию.

В связи с этим считаем необходимым вернуться к обсуждению возможности возобновления индексации пенсий работающим инвалидам. Также необходимо рассмотреть ситуации,когда доплаты в регионах связаны с тем, что работает инвалид или нет.

ВОИ предлагало в качестве возможного варианта остановиться на дифференцированном подходе подсчёта дохода работающего инвалида с определением верхней границы, при достижении которой индексация пенсии приостанавливается. Но вопрос этот не решён до сих пор.

Также имеет место не вполне обоснованный учет ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) при определении среднедушевого дохода получателя социальных услуг, что приводит к завышению реального дохода и часто лишает гражданина права на бесплатное получение некоторых социальных услуг, а также на признание этого гражданина малоимущим, что ограничивает его возможности для улучшения жилищных условий.

Вопросы трудоустройства инвалидов на коллегии Минтруда освещались постоянно, и мною также в каждом докладе этот вопрос упоминался. Уже сейчас можно говорить о принятом в конце декабря 2017 года ФЗ-476, который направлен на повышение эффективности работы служб занятости.

Закон наделяет органы государственной власти полномочиями, согласно которым они смогут утверждать порядок принятия мер по помощи инвалидам в трудоустройстве и издавать соответствующие методические рекомендации. С 1 января 2019 г. службы занятости должны будут оказывать активное содействие инвалидам, в том числе в быстрой адаптации на рабочем месте и помощи в преодолении возможных транспортных сложностей по пути на работу. В функции этих служб будет также входить консультирование работодателя по адаптации и оборудованию рабочего места инвалида.

Согласно распоряжению Правительства РФ от 10 мая 2017 года № 893р в пункте 2 Плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017 - 2020 годы «Реализация полномочий по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в отношении осуществления работодателями (физические и юридические лица) приема на работу инвалидов в пределах установленной квоты, переход на риск-ориентированные модели контрольно-надзорной деятельности» одним из индикаторов (количественные или качественные) для контроля выполнения мероприятия являются сведения о рабочих местах, выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой и заявленные в органы службы занятости (в 2018 году - 600 тыс. единиц.).

Поэтому обращаюсь к представителям региональных органов власти не проводить формальное квотирования рабочих мест для инвалидов. Это приведет к тому, что инвалиды не будут заинтересованы работать на тех рабочих местах, которые не соответствуют их моральной и материальной мотивации, физической доступности. А работодателям должна быть предложена система мер стимулирования привлечения инвалидов.

Следует отметить еще один факт, который удалось выявить в процессе проведения мониторинга, проведенного в рамках партийного проекта «Единой России» «Единая страна – доступная среда», - трудоустройство в частном секторе в подавляющем большинстве регионов значительно превалирует (в 2 раза) над трудоустройством в государственном секторе. Нам кажется, государство должно показывать пример занятости инвалидов, и на механизмы организации этой работы нужно обратить особое внимание.

Доступная среда

Реализуемая государственная программа «Доступная среда» (далее Программа) - основной инструмент межотраслевого понимания безбарьерной среды на федеральном и региональном уровнях власти. Мы с воодушевлением относимся к решению о продолжении программы до 2025 года.

Совершенно правильно, что общественные организации инвалидов привлекаются для обсуждения актуальных вопросов, затрагивающих интересы многочисленной категории граждан. Мы полностью поддерживаем комплексный межведомственный подход по интеграции инвалидов в современное общество и надеемся, что жизнь и общественные организации инвалидов ежегодно будут вносить коррективы в эту важную программу действий государственной политики по отношению к инвалидам. Конечно, в процессе подготовки мы внесли ряд предложений в Программу, но не все предложения ВОИ были учтены в документе, и хотелось бы остановиться на двух ключевых моментах, которые по меньшей мере требуют рассмотрения и включения их в Программу в дальнейшем.

Во-первых, в Программе не учтена проблема решения жилищных вопросов людей с инвалидностью. Практика реализации Программы и многочисленных откликов на нее граждан показали, что если инвалид не может выйти из дома, то создание доступной среды в общественных местах и учреждениях для таких граждан имеет весьма условный характер.

Однако имеются отдельные случаи, когда некоторые регионы не ждут отработки всех механизмов на федеральном уровне. Например, в Кемеровской области имеется опыт переселения инвалидов на колясках на первые этажи жилых домов, чтобы человек мог самостоятельно выйти из дома. В настоящее время совместная работа с Минстроем России и Минтрудом России позволит выйти на более конкретные решения по жилищным проблемам инвалидов.

Правительством Российской Федерации было принято Постановление Правительства РФ от 09.07.2016 № 649 «О мерах по приспособлению жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме с учетом потребностей инвалидов» (вместе с «Правилами обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме»), однако на практике данное постановление не работает. В основном условиям доступности соответствует новое строящееся жилье, а существующие жилые строения к нуждам инвалидов не приспосабливаются. На наш взгляд, в первую очередь необходимо устанавливать подъемные платформы и пандусы, именно, в существующем жилье. В настоящее время процесс предоставления инвалидам приспособленного жилья крайне сложен и излишне бюрократизирован. Необходимо предоставлять множество документов и справок о доходах инвалидов и их родственников, об имуществе, которое находится в собственности не только у инвалидов, но и у родственников.

Во-вторых, необходимо более тщательно отнестись к вопросам комплексной и системной реабилитации инвалидов. Сегодня в Программе мы видим, что запланировано создание методологического федерального центра по комплексной реабилитации и абилитации инвалидов и детей-инвалидов. В полной мере ВОИ поддерживает такое решение и считает, что должен быть единый подход в изучении и продвижению реабилитационных методик.

Однако хотелось бы отметить, что ВОИ внесло предложения по формированию межрегиональных центров на базе существующих профильных реабилитационных центров по нозологическим группам, хотя бы по федеральным округам. Сейчас необходимо подумать о разработке стандартов реабилитационных технологий для конкретных нозологий инвалидов на базе уже существующих крупных реабилитационных центров и сделать их доступными для всех нуждающихся, независимо от места их проживания.

Кроме того, необходимо включить в Программу вопрос о разработке проектов нормативно-правовых актов, которые должны утвердить применение единообразных базовых реабилитационных стандартов для конкретных нозологий инвалидов (по примеру разработанных Минздравом России стандартов лечения конкретных видов заболеваний) во всех уже существующих реабилитационных центрах и сделать их доступными для всех нуждающихся, независимо от места их проживания. Помимо этого, следует определиться с правовым статусом «реабилитационное учреждение». В субъектах РФ создано большое количество реабилитационных центров, которые по-разному понимают свое внутреннее содержательное наполнение как по количеству, так и по качеству оказываемых инвалидам реабилитационных услуг. По нашему мнению, требуется ввести единый унифицированный подход и терминологию в этот важный социальный реабилитационный кластер. Предлагаю начать развитие такого подхода на Дальнем Востоке, в Сибири и Крыму.

В настоящее время в соответствии с законодательством о техническом регулировании (Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», Постановление Правительства Российской Федерации «О порядке разработки и утверждения сводов правил» от 19 ноября 2008 г. № 858) разработан Свод правил 59.13330-2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп граждан» (далее - СП), который вступил в действие с 1 июля 2015 года. Однако строительство и ввод в эксплуатацию новых социально значимых объектов очень часто сопряжены с нарушением данного СП. Как следует из информации, поступающей из региональных организаций ВОИ, несмотря на ежегодную работу в этом направлении, вопрос доступности для инвалидов объектов социальной инфраструктуры по-прежнему стоит очень остро. Чиновники на местах зачастую проявляют непростительную халатность и формальный подход к данному вопросу.

Хочу отметить, что ВОИ готово практически помогать предпринимателям в понимании того, что такое безбарьерная среда и универсальный дизайн, через продвижение своей системы добровольной сертификации «Мир, доступный для всех». Мы готовы оказывать консультации в поиске эффективных решений разумного приспособления по доступности инфраструктурного объекта.

Проблемы обеспечения инвалидов санаторно-курортным лечением

По информации региональных организаций ВОИ проблема обеспечения инвалидов санаторно-курортным лечением по-прежнему не решается в полном объеме. Учитывая недостаточное финансовое обеспечение, поступающее из федерального бюджета, сохраняется очередность среди граждан, не обеспеченных санаторно-курортным лечением. Проблема состоит не только в недостаточном количестве выделяемых путевок. Не удовлетворяет людей также качество санаторно-курортного обслуживания, много жалоб на малоподходящий для полноценного лечения и отдыха сезон, на который выделяются путевки, невозможность получения путевок в санатории за пределами региона проживания, на укороченный курс лечения, уменьшение количества нужных процедур и прочее.

Основной проблемой для инвалидов, передвигающихся на кресло-колясках, и инвалидов-опорников остается архитектурная доступность санаторно-курортных учреждений. Во многих субъектах РФ отмечают отсутствие санаторно-курортных учреждений, доступных для людей с проблемами в передвижении, что практически приводит к тому, что данная категория инвалидов вообще не имеет возможности получать лечение в санаториях.

Много жалоб инвалидов поступает в региональные организации ВОИ на качество оказываемых санаторно-курортных услуг. Некоторые распространенные и необходимые инвалидам услуги (например, массаж) могут вообще отсутствовать. В некоторых случаях медицинские услуги оказываются инвалидам только на платной основе, что делает их недоступными для них.

Не всегда понятно, каким образом те или иные реабилитационные центры выигрывают конкурсные процедуры на предоставление санаторно-курортного лечения. Видимо, настало время кардинально изменить условия предоставления санаторно-курортного лечения инвалидам - выделить его из социального пакета, отнести к реабилитационным мероприятиям и определить условия его предоставления.

 

Материальное обеспечение и социальное обслуживание инвалидов.

В вопросе социального обслуживания следует обратить внимание на следующие ключевые проблемы.

Отсутствие высококвалифицированных кадров в этой сфере. Следует поднимать престиж профессии социального работника различными методами и мотивирующими в том числе.

Необходимо также упростить порядок получения и оформления права на услуги социального работника. В ВОИ обратился гражданин, столкнувшийся с трудной ситуацией. Он не может самостоятельно ни написать заявление, ни отнести его в органы социальной защиты в виду своего заболевания. В результате возникает ситуация, при которой человек, самым острым образом нуждающийся в социальном работнике, не может его получить, просто потому, что он не в состоянии должным образом проинформировать о своей проблеме государственные органы. Необходимо учитывать такие тяжёлые формы инвалидности, когда речь идет о форме волеизъявления гражданина на получение им услуг по социальному обслуживанию.


XII Паралимпийские зимние игры 2018 года

XII Паралимпийские зимних игр 2018 года состоялись в городе Пхёнчхан (Республика Корея) в период с 9 по 18 марта 2018 года. По данным Международного паралимпийского комитета в них приняло участие 567 спортсменов из 49 стран мира, включая Россию.

Однако, несмотря на различные сложности для инвалидов, существующие в нашей стране, а также постоянное давление на спортсменов, с учетом отстранения Паралимпийского комитета России, выступление под нейтральным флагом и серьезное сокращение численного состава на Паралимпиаде-2018, наша сборная в общекомандном зачете заняла второе место, завоевав 24 медали (8 золотых, 10 серебряных и 6 бронзовых).


Наши призеры-паралимпийцы:

- Екатерина Румянцева (Москва) – 3 золотых и 2 серебряных медали;

- Анна Миленина (Свердловская область) – 2 золотых и 5 серебряных медалей;

- Михалина Лысова (Свердловская область) – 2 золотых, 1 серебряная и 1 бронзовая медали;

- Алексей Бугаев (Москва, Красноярский край) – 1 золотая и 1серебряная медали;

- Валерий Редкозубов (Московская обл., Красноярский край) – 2 бронзовые медали;

- Марта Зайнуллина (Республика Татарстан) –1 серебряная и 2 бронзовых медали;

- Ирина Гуляева (Москва) – 1 бронзовая медаль.

Категория: Мои статьи | Добавил: holod54 (30.03.2018) | Автор: Анатолий E
Просмотров: 337 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [271]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 77

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0