ОПОРА

Вторник, 22.05.2018, 11:02

Приветствую Вас Гость | RSS | Главная | Каталог статей | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Мои статьи

«Инвалидом делает не коляска, а лестница»

Сергей Прушинский, руководитель веб-школы РООИ «Перспектива»: Проблема, которая возникает у человека с инвалидностью с вами (не у вас с ним, а у него с вами) лежит в восприятии. Человеку с инвалидностью всегда приходится доказывать, что он не хуже здорового человека. В нашей стране инвалида воспринимают как беспомощного, больного и слабоумного, избегают его при наличии внешних дефектов, которые искажают черты лица или форму рук и ног.

Поддерживая здоровые отношения, вы руководствуетесь общепринятыми нормами этикета. Но если инвалидность воспринимается как нарушение здоровья, то и этикет в общении предполагает больничный. В разговоре с больным человеком говорить о футболе нельзя. Максимум — о телепрограмме, потому в больничной палате есть телевизор. Тебя обязательно погладят по голове, похвалят, как хорошо ты выглядишь, угостят конфеткой.

Мы должны понимать, что инвалидность есть. Да, это проблема. Но в чем конкретно ее причина? Инвалид — не «человек с ограниченными возможностями». В русском языке «возможность» воспринимается как право. Если я человек с ограниченными возможностями, это подразумевает, что я чего-то не могу. А речь ведь не об этом, а об ограничениях, созданных моим окружением, физическими препятствиями и предвзятым отношения других людей. Если этого не будет — мои возможности будут такими же, как у любого другого. В таком случае, чем я от них отличаюсь? Физические, психические, интеллектуальные нарушения есть у многих людей, но они не делают человека инвалидом до тех пор, пока эти нарушения не взаимодействуют с барьерами. Меня инвалидом делает не коляска, а лестница. Коляска — мой способ передвижения. Человека незрячего инвалидом делает отсутствие звука на светофоре. Нет звука — он вынужден обращаться за помощью к окружающим, тем самым попадает к ним в зависимость. Отсюда вопрос: как общаться с человеком с инвалидностью, не ограничивая его права и оставаясь корректным?

Предложить рукопожатие

Ольга Котова, руководитель спортивного отдела РООИ «Перспектива»:Вы приветствуете друг друга. Протяните руку для пожатия. Предложите руку стандартно, так же, как и всем. Человек сориентируется сам, подскажет вам, как лучше. Те, кто пользуется протезом, будут настаивать на рукопожатии, кто-то этого избежит, кто-то подставит свое ампутированное плечо или предложит пожать левую руку или культю.

Представить себя и окружающих, описать обстановку

СП: При встрече с человеком с нарушениями зрения важно сопровождать голосом свои действия, представлять себя, называть того, кто рядом. Когда вы приходите куда-то вместе, бегло обрисуйте ситуацию. Ненадолго отходите — предупредите об этом. Не думайте, что у незрячих людей идеальный слух. Это миф. Человек не услышит ваших шагов, и обратиться к вам в пустоту, а вас здесь уже не будет. Нашего незрячего друга Павла десятки раз стаскивали за руку с эскалатора и запихивали не в тот поезд метро. Еще чаще переводят через дорогу, там, где он прекрасно ориентируется. Ему бездумно хотят помочь, но сбивают с маршрута и на тротуаре прощаются. А он отошел на десять метров в сторону от знакомого маршрута и вынужден обращаться за помощью, чтобы вернуться назад, к известному ему входу в метро.

Не помогать, если не просят

ОК: В прошлом году в Петербурге мы шли по стадиону с капитаном сборной Санкт-Петербурга по регби на колясках. В регби на колясках играют люди с шейной травмой — они зачастую не чувствуют ни рук, ни ног и не могут самостоятельно держать корпус. Мы выходим, видим небольшой порожек. И я, зная, что он не держит корпус, аккуратно, очень медленно, помогаю ему этот порожек перейти. Нас видит взрослый мужчина, думает, что мне очень тяжело и, не спросив ничего, решает помочь. Он понятия не имел, как устроена инвалидная коляска, не догадывался, что я тоже человек с инвалидностью и могу потерять равновесие. Он оттолкнул меня, я упала. Мой коллега вывалился из коляски головой вниз, ударившись о пол.

СП: Сегодня многие современные коляски имеют разборный вид, потому что это удобно. Подлокотники отстегиваются так же быстро, как колеса и передние рамы. Никогда не бросайтесь помогать людям с инвалидностью, если вас об этом не просят. А если просят, сначала узнайте, как именно вы можете помочь.

Не трогать личные вещи

ОК: Инвалидная коляска, трость, собака-проводник — это все неотъемлемая часть личного пространства человека, продолжение его тела. Если я считаю трость своим аксессуаром, как сумку, вы же не будете перекладывать ее, не спросив разрешения?

Использовать привычные слова и фразы, не подчеркивая ограничения

СП: Люди с инвалидностью по слуху и по зрению пользуются самыми обычными словами: «услышать», «увидеть», «посмотреть». Сказать незрячему «пощупай это» — плюнуть человеку в душу.

ОК: Два года назад я работала в Питтсбурге в лагере для незрячих детей. Мы встречали детей на входе, раздавали лагерную форму и сопровождали по комнатам. Все входы и выходы, двери между этажами, лифты, двери комнаты — все открывалось карточками, и не сразу было понятно, какой стороной их вставлять. Я делала специальные зазубрины, подходила к ребенку и объясняла, как правильно этой карточкой пользоваться. Рядом стоит родитель, который начинает возмущаться: «Почему вы говорите "посмотри"? Он же не видит!», — говорит мне мама незрячего ребенка.

СП: Мне часто открывают дверь в комнату и говорят: «приезжай сюда». Я каждый раз отвечаю: «ребят, я приехал к вам на машине, а из комнаты в комнату я пройду». Пешком — это также на коляске. Просто это мой способ хождения пешком.

Обращаться прямо, а не к сопровождающему

СП: Разговаривая с человеком с инвалидностью, обращайтесь непосредственно к нему. Не к сопровождающему или к тому, кто стоит рядом. Если человек без видимых признаков инвалидности стоит рядом с инвалидом, это не обязательно значит, что он его сопровождает. Если я с двуногим коллегой лечу в командировку, не важно, крепкий ли это представительный мужчина или хрупкая девушка, на стойке регистрации обращаются не ко мне, а к ним. И разговаривают с ними, оформляя при этом мои документы.

Расположиться на одном уровне глаз

ОК: Для разговора удобнее располагаться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. В разговоре с неслышащими лицо должно быть открыто и освещено. При этом нужно помнить, что далеко не все умеют читать по губам. Кто-то этим навыком владеет, кто-то нет. Но предоставить такую возможность вы обязаны.

Не говорить громко без необходимости

СП: Стандартная ошибка при общении с человеком, который плохо слышит,— начинать говорить очень громко. Такой человек, скорее всего, уже пользуется слуховым аппаратом, который усиливает звук в достаточной степени. Громкость не поможет так, как может помочь четкость произношения и артикуляция, но при этом доставит дискомфорт и вам, и собеседнику, и мимо проходящим людям.

Не перебивать

СП: В диалоге с человеком, который испытывает трудности в речи, ты, наверняка, понимаешь его фразы с первых слов, но он начал говорить — и споткнулся. Если он не замолкает, значит, хочет договорить сам, и вы должны его дослушать до конца. Не перебивая, не договаривая и не додумывая.

Спросить, если сомневаешься

ОК: Не все люди с инвалидностью готовы говорить о своей инвалидности. Важно иметь это в виду. Если вы сомневаетесь, если вас что-то смущает, и вы не знаете, как быть, что сказать, сделать — задайте вопрос. А вам честно ответят, как обратиться, как человека представить, удобно ли это или не совсем. Не уверены в чем-то — спросите напрямую.

Записал Денис Козлов

Сколько инвалидов в России

По данным Росстата, на 1 января 2018 года в России зарегистрировано 12,1 млн человек всех групп инвалидности (8,2% населения России). Из них мужчин — 5,2 млн человек, женщин — 6,9 млн. За пять лет количество инвалидов в России сократилось на 7,6% — с 13,1 млн человек.

Больше всего инвалидов причислено ко второй группе инвалидности — 5,6 млн человек (с 2013 года их число сократилось на 17,7%), к третьей группе инвалидности — 4,4 млн человек (рост на 7,3% за последние пять лет). Обладателями самой сложной, первой группы инвалидности являются 1,47 млн человек (сократилось на 2%). Детей-инвалидов в России зарегистрировано 0,7 млн человек.

В 2017/18 учебном году на программы высшего образования были зачислены 6,9 тыс. студентов-инвалидов, на программы среднего профессионального образования — 8,3 тыс. инвалидов. Для сравнения: до этого в среднем ежегодно с 2008 года в вузы поступали 5,9 тыс. инвалидов, в среднеспециальные учебные заведения — 5,3 тыс. инвалидов. Число работающих инвалидов всех категорий составляет 1,6 млн человек.

По данным Пенсионного фонда, на 1 января 2018 года средний размер назначенных пенсий инвалидам, состоящим на учете в ПФР, составляет 13,3 тыс. руб. в месяц, в том числе инвалидам первой группы — 17,3 тыс. руб., второй группы — 13,7 тыс. руб., третьей группы — 11,5 тыс. руб., детям-инвалидам — 13 тыс. руб.

https://www.kommersant.ru/doc/3622113

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: holod54 (06.05.2018) | Автор: Анатолий E
Просмотров: 8 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Форма входа

Категории раздела

Мои статьи [198]

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 63

Мини-чат

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0